Как стать автором
Обновить
0
MBA Consult
Подготовка к экзаменам IELTS, TOEFL, GMAT, SAT

5 основных стереотипов подсознания, ведущих к неверным решениям

Время на прочтение 4 мин
Количество просмотров 33K
Автор оригинала: Stephanie Vozza
image

Скорость бережет время и силы, но иногда такая рефлекторная реакция приводит к плохим последствиям. В этой статье, Норма Монтегю, доцент бухгалтерского учета Уэйк-Форестского университета в Уинстон-Сейлем, расскажет, как избежать негативных последствий от мгновенно принятого решения.

Предубеждения ежедневно влияют на процесс рассуждения, но лишь немногие из нас подозревают об их существовании.

«Слово «предвзятость» имеет негативный оттенок. Но чаще всего это непроизвольное явление просто оказывается результатом эвристики. Предубеждения — это мысленные упрощения, позволяющие людям принимать быстрые и эффективные решения. Обычно результатом их применения становятся правильные поступки, но так происходит не всегда», — сообщает Норма.

Предрассудки замечательно выполняют свою роль, так как обычно они системны и прогнозируемы. Проблемы возникают, когда люди привычно полагаются на этот метод принятия решений, исключая или игнорируя дополнительную информацию (рекомендуем прочитать полезную статью о том, как работать и не забывать, при этом, жить).

Исследование Монтегю по этой теме было опубликовано в Journal of Accountancy. В нем она приводит пример человека, живущего в Нью-Йорке: «Там много улиц с односторонним движением, и жители, привыкшие к потоку транспорта, оказываются расторопнее, если смотрят только направо перед пересечением улицы. Но если мы переместим такого человека в Лондон, где движение идет по левой стороне, мысленные упрощения могут сыграть с ним злую шутку».

Несмотря на то, что исследование Монтегю направлено на предвзятость в учете, ее находки актуальны для любой профессии. Она раскрыла 5 предубеждений, которые влияют на мысли, и рассказала, как можно избежать неверных решений, основанных на них.

1) Доступность


Если, принимая решение, вы полагаетесь на самую легкодоступную информацию, то можете упустить ключевые факты или советы, отмечает Монтегю.

Люди склонны к принятию решений, основанных на самой поверхностной информации. Проблемы возникают при совершении выбора, ведь их знания или концепции могут отличаться.

Пристрастие к доступности особенно сильно сбивает с пути, если информация субъективна. Если вас, к примеру, просят оценить отношение вашей производительности к продуктивности других людей, большинство признает свой вклад более значительным, поскольку именно информацию о себе получить проще всего.

Избегайте этого стереотипа. В этом поможет регулярное использование «обратной связи» перед принятием решения.

2) Якорь


Если вы оцениваете ситуацию, имея факт-якорь, вы можете прийти к неверному заключению. Монтегю проверила эту предвзятость, выдав одной половине класса произвольное числовое значение 300, а другой — 3000. Затем она попросила учеников примерно оценить длину Миссисипи. Средний ответ у тех, кому достался якорь «300», был 800 миль, а те, кто получил «3000», в среднем назвали 2800 миль.

Якори, по мнению Монтегю, — популярная тактика продавцов. «Когда вы, к примеру, покупаете автомобиль, продавцы умышленно выдают число-якорь, ведь они знают, что основная масса людей вряд ли отклонится от него», — заявляет она.

Избегайте этого предубеждения, проверяя получаемые факты.

Если вы хотите получить преимущество на переговорах, будьте первым, кто выдаст якорь.

3) Самонадеянность


Несмотря на то, что самонадеянность очень распространена среди ТОП-менеджеров, она, по словам Монтегю, может стать причиной привычки, ведущей к необдуманным поступкам. Например, к невыполнимым обещаниям.

Люди, принимающие решение, способны переоценить свои возможности, связанные с выполнением задания. Если вы будете самонадеянны, но не справитесь, то подведете свою команду или компанию. Что интересно, некоторые считают это хорошей привычкой!

Чтобы избавиться от такого поведенческого шаблона, стоит сделать привычкой некоторое промедление с принятием решения (в разумных временных рамках!) и получение консультации у сотрудников. Это позволит убедиться в том, что данные вами обещания выполнимы.

4) Подтверждение


Люди, разыскивающие только свидетельства истинности их надежд или ожиданий, будут принимать решения под влиянием предвзятости.

«Этот стереотип часто встречается в спорах, когда нужны факты, поддерживающие желаемый вывод. Проблема возникает, если появляются данные, защищающие противоположную точку зрения, и ослабляющие вашу позицию», — поясняет Монтегю.

Избавляйтесь от предрассудков, проверяя свои решения профессиональным скептицизмом!

Взгляните на ситуацию с другого ракурса или объясните, почему ваше внутреннее суждение может быть некорректным. Подобная тактика заставит вас взять тайм-аут и тщательно обдумать недостатки выбранного решения.

5) Поспешность


Сильное желание принять решение прямо сейчас, не теряя времени, может привести к ошибке. Но спешащие люди часто не считают нужным взвешивать все возможные данные перед совершением выбора. Монтегю отмечает, что к поспешности людей обычно приводят внешние факторы — финансовые или временные ограничения.

Если вы торопитесь, у вас больше шансов стать жертвой и других предубеждений.

Избегайте этой склонности, растягивая процесс принятия решений при любой возможности. Осознанность — это первый шаг к рассудительности.

P.S. Рекомендуем ещё одну статью по теме — Пять заблуждений о продуктивности, которые мы себе внушаем.

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult
Теги:
Хабы:
+14
Комментарии 8
Комментарии Комментарии 8

Публикации

Информация

Сайт
www.mbaconsult.ru
Дата регистрации
Численность
Неизвестно
Местоположение
Россия

Истории