Как стать автором
Обновить

SEO: взгляд со стороны клиента-блоггера

Время на прочтение6 мин
Количество просмотров1.4K
В ожидании пересчёта тИЦ
– Как ещё можно, не прибегая к весьма опосредованному анализу, получить конкретную оценку качества работы раскрутчика?
– Пока рынок SEO – это явно не тот рынок, который повернут лицом к клиенту, поэтому ТУТ вряд ли есть желающие разрабатывать такую методику – и без того неплохо живется.
(из обсуждения на forum.searchengines.ru)
Некоторое время назад мы решили немного потревожить сообщество SEO-оптимизаторов (для тех, кто не знает – эти люди профессионально занимаются раскруткой сайтов).
Мы задали им простой естественный вопрос: кто может взяться за раскрутку сайта и сколько за это возьмёт, если критерием оценки эффективности его работы будет не увеличение всяких там тИЦ или посетителей в день, а увеличение количества целевых посетителей. И предложили свой критерий для определения, целевой посетитель или нет.
Мы написали на основной форум, где SEO-оптимизаторы обсуждают свои далёкие от простых смертных владельцев маленьких сайтов проблемы.

* * *
Иногда нам приходится делать сайты (скажем так, удовольствия ради: да-да, мы кодируем за еду), несмотря на то, что мы работаем в совершенно другом бизнесе. Есть мысль поставить изготовление сайтов на поток – притом, что проглядывается значительный пул клиентов. Из опыта известно, что заказчик непременно спросит:
— Вы сможете раскрутить мой сайт? Неважно, сами или через третьи фирмы, но сможете? Я готов заплатить деньги.
На это приходится отвечать самыми общими фразами. Ведь не секрет, что многие фирмы, занимающиеся раскруткой, ведут игру… ну, скажем, не совсем честно.
Мы хорошо понимаем, что заказчику, на самом деле, всё равно, какой у его сайта будет Google PageRank, какое место он будет занимать в выборках поисковиков и т.п. Потому что это не самоцель. Целью же является способность сайта продвигать товары/услуги (ну или в нашем случае – способность донести содержимое блога до интересующихся его тематикой людей).
Также мы хорошо понимаем, что эта способность, по большому счёту, не рассчитывается, только исходя из количества привлечённых пользователей: на пришедшего на сайт посетителя влияет множество самых обычных, «не-Интернетных» факторов, таких как цена, свойства товара и даже просто подача материала.
Фактором же успеха раскрутки сайта для заказчика будет являться следующая величина – количество посетителей в день с длительностью сессии не менее стольких-то минут. При этом фирма-раскрутчик должна гарантировать, что это количество будет находиться не ниже энного уровня в течение определённого времени (например, года).
То есть, если человек пришёл на сайт и хотя бы полистал его, «пощёлкал», это будет означать целевого посетителя. И тот факт, что он ничего не купил, будет свидетельствовать лишь о том, что предложение неприемлемо для пользователя (например, есть более выгодные или более красиво поданные), но отнюдь не о том, что пользователь нецелевой.
Потенциальными клиентами такой фирмы-раскрутчика могут стать и люди вроде нас, блоггеры-графоманы, тешащие своё самолюбие в свободное время. А нам, например, было бы чертовски приятно, если бы наши посты не «ложились в стол», а были прочитаны большим количеством людей.
У нас времени еле хватает на то, чтобы изредка (но довольно регулярно) писать посты – и уж никак его не хватит на занятие серьёзной раскруткой и там SEO-оптимизацией. Однако мы готовы заплатить некую сумму денег за то, чтобы нам обеспечили постоянный поток читателей (а не просто посетителей, которые зайдут и сразу же уйдут, не просмотрев хотя бы парочку страниц).
То есть, люди, подобные нам, хотят, чтобы кто-либо назвал организацию, которая (цифры, разумеется, умозрительны и обсуждаемы):
  • за приемлемую для частного лица среднего достатка сумму обеспечит, скажем, тысячу посетителей блога в день (количество и всё остальное обсуждаются) в течение, скажем, года,
  • которые совершат хотя бы один внутренний переход,
  • притом что он будет совершён не ранее чем через, скажем, 5 минут с момента открытия нашего сайта.

При этом мы обязуемся постить, скажем, не менее трёх-четырёх статей в месяц, и посты будут не в стиле «сегодня у меня плохое настроение – пойду пить чай с бергамотом», а это будут законченные статьи (или циклы статей), довольно полно раскрывающие некую тему (темы).
Других обязательств перед этой организацией нам не хотелось бы, поскольку блог – это, можно сказать, развлечение. А ограничения в развлечениях делают развлечения бессмысленными.
Мы предложили такой параметр оценки именно с точки зрения мелкого заказчика, а не специалиста по SEO. Возможно, стоит предложить какой-то другой, более адекватный параметр – но какой?
Ещё нам не хотелось бы, чтобы раскрутка производилась «нехорошими» методами вроде поискового спама, поскольку нашему сайту требуется долговременное «процветание» и совсем не хочется по окончании срока контракта с раскрутчиком попасть в блэк-листы и прослыть спамером.
Небольшие лавочки, для которых мы делали сайты, похожи на нас тем, что также не хотят, а точнее, не имеют возможности прицельно заниматься раскруткой, вникать в величины и термины и т.п. Они хотят отдать деньги и забыть о раскрутке. Взамен они хотят получить вышеописанные блага.
В размере прибыли заслуга раскрутки сайта может быть не такой уж и большой (хотя встречаются и исключения). А эффективность хочется оценить чётко. То есть полностью разделить ответственность за эту самую прибыль между:
  • раскрутчиком;
  • web-мастером;
  • маркетологом;
  • ценой и качеством товара.

И вот показатель наличия посетителей, действительно нуждающихся в размещённой на сайте информации, как раз и отделяет ответственность раскрутчика от остальных участников цепочки.
Итак, вопросы для размышления:
  • возможно ли в настоящее время удовлетворение таких потребностей – или это пустые иллюзии?
  • сколько может стоить раскрутка блога, подобного нашему по стилю, тематике и качеству контента?
  • какие организации были бы готовы взяться за подобную раскрутку?
  • какими примерно методами они бы производили такую раскрутку?

То есть, мы хотим понять, стоит ли вообще ввязываться в раскрутку. Мы не собираемся извлекать из своего блога прибыль. Поэтому не хочется вкладывать в блог значительные суммы. (Еженедельный доход от SAPE в размере 12$ в неделю, который идёт на оплату хостинга, трафика и т.п. в расчёт не берём.)
Небольшой же сайт (например, сайт кофейни) также невелик по контенту, невелик и по посещаемости – и запредельные значения ему не нужны, так же, как и резкие пики на графиках. Просто нужно, чтобы на него регулярно ходили люди – и всё. Владелец кофейни отлично понимает, что на серьёзную раскрутку нужно немеренно денег, а вот вложить в год долларов этак 200-400 и увидеть, что на его сайт пусть понемногу, но регулярно, ходят, он готов.
* * *
И нам начали отвечать. Вся ветка форума находится здесь, мы же приведём только анализ ответов SEO-оптимизаторов.
  • Организацию, которая бы могла бы выполнить поставленную задачу, сообщество назвать затруднилось.
  • Нам сказали, что 3-4 статьи в месяц – это очень мало для тысячи посещений (хотя нам казалось, что небольшое количество тщательно написанных тематических статей гораздо лучше, чем десять бессмысленных постов в день).
  • Предложенный метод оценки эффективности кампании вызвал искреннее удивление. Аргументы были разные: кто-то говорил, что пользователю нечего делать на сайте 5 минут. Другие же выразили сомнения в технической возможности точного отслеживания времени пребывания на сайте: нормальный пользователь загрузит страницу и будет её читать часами в офлайне.

Ещё один ответ приведём почти целиком:
SEO (Search Engines Optimization) для продвижения блога не слишком эффективен. То есть, конечно, его использовать тоже можно, особенно если блог тематический, но в качестве второго метода.
Для блогов куда больше подходит SMO (Social Media Optimization). Чтобы достигнуть 1000 посещений в день, у вас должно быть явно больше контента, чем несколько статей в день, и эти статьи должны быть интересными.
Если у вас бюджет 200-400 долларов в год, то, боюсь, такими деньгами никого не привлечешь. Попробуйте сами что-то сделать. Сообщество по этой тематике community.livejournal.com/smo_ru. Там sheller, я (count) и другие участники сообщества дадут вам совет и рекомендации по продвижению конкретного блога.
Если же действительно постоянно заниматься проектом, то на это уходит достаточно много времени, и делать это за 200 долларов в год никто не будет.
* * *
В общем, из ответов пользователей мы сделали вывод, что наши чаяния – это пустые иллюзии.
Правда, если вы – технарь, то для вас есть неплохой выход – посты на Хабрахабре. Целевая аудитория и оживлённые дискуссии вам обеспечены.
В качестве эксперимента там был зарегистрирован аккаунт и опубликованы посты (здесь и здесь) по около-IT-тематике. Ожидания вполне оправдались. Жаль, что на этом сервисе посты на свободные темы неуместны (а опускаться до уровня бергамотных мэйлрушных блогов, при всём уважении к отдельным их авторам, как-то не хочется).
В качестве другого эксперимента для раскрутки одного из постов мы применили SAPE. Результаты более спорные, однако ищется этот пост весьма и весьма неплохо.
* * *
Вывод для себя мы сделали следующий: блоггерам-графоманам и владельцам небольших сайтов придётся либо отдавать несоизмеримые с результатом деньги на раскрутку, либо ждать, пока мутная вода рынка SEO-оптимизации не просветлеет (см. иллюстрацию).
Теги:
Хабы:
Всего голосов 40: ↑28 и ↓12+16
Комментарии84

Публикации