Как стать автором
Обновить

Не энтузиазмом единым живы стартапы или что недоговаривает Поль Грем

Время на прочтение5 мин
Количество просмотров946
Стартап — это компания с короткой историей, нацеленная на бурный рост. Апологеты учения Поля Грема, разделяющие его подход к созданию стартапов — как можно раньше, с предельным усилием за короткое время — вспоминают об успешных компаниях, которые выросли в результате такого цикла: Reddit — сайт социальных новостей, Loopt — визуализация друзей на карте города в реальном времени, Scribd — система обмена документами a la YouTube. Действительно, эти сайты получили относительно широкую известность или были проданы за значительные суммы.

Поль Грем совершенно прав, считая, что игра в стартап беспроигрышна: или человек станет богат и успешен, или он получит кучу бесценного опыта, несравнимого с работой даже в лучших компаниях: «процент людей, которые бы жалели бы, что не пошли на обычную работу будет почти нулевым». Также, нельзя спорить с другими аргументами Грема: создавать стартап лучше раньше, когда человек еще молод, не отягощен обязательствами и способен интенсивно работать. Под влиянием Грема люди бросают университеты и основывают компании, хотя сам Грем не советует бросать университет ради стартапа.

Дьявол кроется в деталях. Конечно, Поль Грем совершенно прав, считая, что Reddit и Loopt лучше всего создавать сразу после бакалавриата, когда энтузиазма много и еще нет обязательств. Проблема в том, что сразу после университета не получится ни Google, ни Apple, ни Yahoo, ни Microsoft, ни FogCreek (компания Джоеля Спольски). Между компаниями, которые создаются в рамках фонда Поля Грема YCombinator и лидерами современного IT-рынка есть огромная разница. Первые создаются за счет удачи и энтузиазма, а вторые — за счет удачи, энтузиазма, знаний и, часто, опыта.

Все компании, которые создаются с участием Поля Грема имеют очень короткий запланированный жизненный цикл. Разумеется, из компаний Грема точно так же могут получиться гиганты рынка, но вероятность этого низка. Цикл финансирования и разработки составляет несколько человеко-месяцев. О научных исследованиях, создании новых технологий за это время речи не идет. Если за это время получается продукт, которые привлекает лавину пользователей, то это считается успехом. Если нет — значит, не судьба, надо попробовать еще что-то. Однако даже успешные компании Поля Грема почти не имеют шансов конкурировать с лучшими игроками. Предел мечтаний — быть приобретенным за крупную сумму или быть постоянно в плюсе, наращивая пользовательскую базу. Одна из причин, по которой многие компании Поля Грема существуют — отсутствие на этом рынке действительно крупных игроков. Reddit конкурирует с Digg, но только потому, что в этой области еще не появился Google или другая компания со значительными интеллектуальными ресурсами. Когда Google выпустил Calendar, компания Kiko, работавшая год под крылом Грема, была разбита — у них не было шансов соревноваться с экспертами, хотя Google Calendar — это не нечто гениальное.

Когда Поль Грем призывает не сомневаться в том, что надо создавать стартап, он приводит в пример Ларри и Сергея, основателей Гугла, и Джерри и Дэвида, основателей Yahoo. Однако эти имена таинственным образом не упоминаются, когда речь идет о том, что надо создавать стартап сразу после бакалавриата. Дело в том, что самые успешные компании создавались по модели, несколько отличной от той, которую проповедует Поль Грем.

Google был создан двумя аспирантами Стэнфорда, которые были достаточно сообразительны, чтобы создать алгоритм PageRank, который составил основу нового поисковика. Другими словами, их стартап вышел из научного исследования и они победили во многом благодаря своим способностям в области компьютерных наук. Они оказались хорошими менеджерами, но главный фактор, который дал первоначальный импульс компании, — новый алгоритм, позволивший им обыграть Yahoo, Altavista и Lycos — тогдашних лидеров этого рынка. Итак, Google был создан за счет одаренности и знаний основателей.

Yahoo создавался также двумя аспирантами одного из лучших мировых вузов — Стэнфорда. Первые строчки кода были написаны не свежими бакалаврами, а одаренными аспирантами. Около года они составляли каталог сети, прежде чем сформировать компанию. Одним из первых сотрудников была двадцатишестилетняя выпускница (угадайте) Стэнфорда, эксперт в области искусственного интеллекта. The rest is history, но направление то же самое: крупнейшая компания была создана командой высококвалифицированных специалистов, совсем не похожих на подопечных Поля Грема.

Apple? Главный фактор успеха — гениальные решения Стива Возняка, одаренного инженера, собиравшего революционные компьютеры у себя дома. Он был увлечен ими, ему нравилось создавать более простые и мощные компьютеры, чем те, что существовали тогда. Правда, он не был аспирантом, более того, он отчислился из Беркли (потом вернулся и закончил обучение). Но во-первых, он работал в Hewlett-Packard, где создавал научные калькуляторы, во-вторых, он был гением, которые создавал компьютеры, превосходящие по параметрам существующие аналоги, созданные крупными компаниями. Как и Google, Apple была создана за счет таланта основателей.

Microsoft была основана Биллом Гейтсом в возрасте 21 года. Гейтс получал блестящие оценки в школе, в частности по математике и естественным наукам. Кроме того, с 13 лет он учился в одной из самых элитных школ. Он был зачислен в Гарвард, где он и познакомился с Баллмером — его будущим партнером в Майкрософт. В это же время он написал статью в соавторстве с видным ученым Кристосом Пападимитриу. Тогда Гейтсу было 24 года. Первые лет пять своего существования Майкрософт занималась довольно неопределенными вещами и о мировом господстве речи не шло. Первый продукт, который стал основой господства Microsoft на десятилетия вперед — Windows, был разработан лишь в начале 80-х, в то время как компания была основана в 1976 г. Повторяется та же самая история: талантливый компьютерщик создал действительно стоящую вещь лишь спустя несколько лет после основания компании.

Я вспомнил Fog Creek выше только потому, что это — хороший пример качественного стартапа, хотя Джоэль и не стремится к экспоненциальному росту. Джоэль Спольски создал его уже во второй половине жизни, после того, как у него было много лет опыта работы в Microsoft (он участвовал в разработке Excel). Джоэль создал компанию, разработавшую качественный продукт — систему учета ошибок FogBugz, которая уже много лет развивается относительно медленно, но верно. Насколько я могу судить, скорость развития компании серьезно ограничена амбициями самого Джоэля: он не завоевывает мир, как Google, но старается создать качественный продукт и собрать блестящую команду и у него это получается. Кстати, он никогда не брал внешнего финансирования. Он создал хороший, качественный продукт, за который люди платят деньги, используя свой богатый опыт.

Все эти компании имеют много общего. Во-первых, они создаются за счет одаренности и знаний создателей, а не только за счет энтузиазма свежих бакалавров, не имеющих реального опыта. Во-вторых, они создают продукт, за который люди платят деньги, а не получают деньги от рекламы за счет людей, проводящих время на социальных сайтах. В-третьих, эти компании значительно более устойчивы: их не может уничтожить пузырь на рынке высоких технологий, подобных тому, что был в 2000 г.

Путь, по которому ведет своих сторонников Поль Грем, действительно имеет огромную кучу плюсов: все же создать компанию и продать ее за несколько миллионов — это значительно более приятно, чем работать с 9 до 6 в Гугле. Однако компании, созданные по такой схеме, основанной на энтузиазме и удаче в угоду знаниям и опыту, имеют, судя по всему, свой потолок развития. Выше этого потолка взлетают компании, которые могут соревноваться с другими за счет технологического ноу-хау и опыта. Думаю, что у Гугла было бы меньше шансов занять свое место в этом мире, если бы Ларри и Сергей основали компанию сразу после бакалавриата. Энтузиазм и желание покорять мир действительно очень важны, но если к ним приложить знания, ставящие вас выше основной массы конкурентов, обладающих лишь энтузиазмом и умением программировать, то ваши шансы составить однажды конкуренцию Google и Microsoft существенно повышаются.

P.S. У Поля Грема PhD в области компьютерных наук, полученная в Гарварде. Еще он отметился научной работой, описывающей применение байесовского фильтра для обнаружения спама. Свою первую успешную компанию — ViaWeb — он создал уже после аспирантуры в области CS, а второе, еще более успешное предприятие — YCombinator, — в еще более зрелом возрасте.
Теги:
Хабы:
Всего голосов 33: ↑31 и ↓2+29
Комментарии47

Публикации

Истории

Ближайшие события

Конференция «Я.Железо»
Дата18 мая
Время14:00 – 23:59
Место
МоскваОнлайн
Конференция «IT IS CONF 2024»
Дата20 июня
Время09:00 – 19:00
Место
Екатеринбург