
Летом прошлого года был принят ряд поправок в закон о концессиях, которые по замыслу создателей должны упростить финансирование государством частных инициатив, прежде всего в регионах и для средних и мелких инвесторов. Пока все мы отдыхали, время неотвратимо двигалось вперёд, и 1 мая вступил в силу новый порядок заключения концессионных соглашений: теперь сами инвесторы могут выступить с инициативой государственно-частного проекта (ГЧП) и запустить проект без конкурса. Немного подробнее о механизме действия, проблемах, зарубежном опыте и даже о первой ласточке – крупном IT-проекте, уже воспользовавшимся данным законом, под катом.
Сначала о механизме
Механизм финансирования работает следующим образом: инвестор подготавливает предложение по специальной форме и посылает заявку на проект концессионного соглашения. Чиновникам дается 30 дней на рассмотрение проекта и принятие решения. За это время они должны определить, нужен ли этот проект государству и есть ли у того желание и ресурсы для поддержки. Несмотря на то, что конкурс не обязателен, у других инвесторов всё-таки имеется возможность посоревноваться за реализацию проекта.
Механизм, который должен обеспечить конкуренцию, работает следующим образом:
- В случае, если проект одобряется на сайте torgi.gov.ru должно быть размещена информация о содержании проекта и условиях его выполнения.
- Если за 45 дней других желающих посоревноваться не найдется, соглашение будет заключено с инициатором проекта.
- Если за это время нарисуются потенциальные конкуренты, то будет проведен двухэтапный конкурс в соответствии с требованиями закона о концессиях. Правда, конкуренты должны иметь не только желание, но и как минимум гарантийное письмо от банка, подтверждающее возможность финансирования минимум пяти процентов капитальных затрат по проекту.
Подводные камни
По замыслу Минэкономразвития, новый механизм частной инициативы позволит запускать больше концессий – прежде всего средних и малых проектов на региональном уровне.
Однако подготовка проекта для рассмотрения потребует огромного количества бумажной работы с привлечением весьма узкопрофильных и дорогостоящих специалистов. Средним, а тем более малым компаниям эту работу будет выполнить непросто и недёшево. С другой стороны, качественно проанализировать, например, сложный IT-проект за 30 дней нашим чиновникам будет практически нереально.
Зарубежный опыт
Во многих зарубежных странах уже существуют механизмы поощрения частной инициативы, их можно разделить на следующие:
- Швейцарская система. Швейцарцы люди строгие, поэтому конкурс обязателен и никто не имеет на нём никаких преференций, в том числе и сам инициатор.
- Бонусная система. Конкурс обязателен, однако инициатор имеет преимущество. Конкурент побеждает только в том случае, если сможет понизить цену больше некого порогового значения. Часто за него принимают 5%.
- Гибридная система. Конкурс обязателен. Если предложение инициатора дороже лучшего меньше 5 процентов, то он побеждает. Если на 5-20, то проводится повторный конкурс. Если более чем на 20, то побеждает конкурент.
- Ручной режим. Уполномоченный орган сам решает следует ли проводить конкурс, причём для каждого случая отдельно.
Первой ласточкой стал прорывной во всех смыслах IT проект!

Трудно сказать заработает ли инициатива для стимулирования частной активности в регионах, но вот инвесторы интересующиеся крупными проектами на федеральном уровне уже оценили возможности, которые она предоставляет, по достоинству. Более того, но не успели пройти праздники, а первый проект в рамках данного закона уже ожидает инвестиций. Удивительная оперативность по претворению в жизнь экономического блока законов от нашей думы!
Особо отрадно, что проект в области самой что ни на есть IT-сфере и электронного оборудования
Речь идёт о взимании платы за проезд по федеральным трассам с помощью структуры под названием РТИТС. Для начала только с большегрузного транспорта. Уверен, что у проекта большие перспективы и только грузовиками его создатели явно не ограничатся. Ведь в дальнейшем его решено использовать не просто для сбора оплаты, но и для контроля над перемещением автотранспорта по федеральным трассам. Личный автотранспорт пожалуй единственное, что может до сих пор перемещаться по нашей стране почти бесконтрольно. Билеты на самолёты, поезда и даже дальние автобусные маршруты давно продаются по паспортам. Не сомневаюсь, что наши бизнесмены не упустят возможности в рамках развития проекта
Идея и лоббирование в самых высоких кругах данного проекта принадлежит господину Чемезову, президенту «Ростеха». Изначально и сама РТИТС принадлежала госкорпорации — «Ростех» (50,01%) и «РТ-инвесту», 25,01% которого владеет тот же «Ростех». Изначально правительство планировало выбрать оператора на конкурсе, в котором должны были участвовать консорциумы инвесторов с опытом участия в аналогичных проектах за границей, но авторитет Чемезова заставил правительство отступить. На пути реализации проекта оставалась только одна мелкая проблема — закон требовал конкурса.

Для того чтобы вывести данный проект из-под конкурса наши уважаемые инициаторы решили стать пионерами применения нового закона о Частной Инициативе и дождаться мая. Ну а чтобы инициатива стала действительно частной,
Only registered users can participate in poll. Log in, please.
К чему приведёт запуск механизма инициативы ГЧП?
10.53% Успешное финансирование государством перспективных проектов малого и среднего бизнеса в регионах4
23.68% Финансирование проектов для избранных крупных инвесторов в обход конкурса9
52.63% Увеличение уровня коррупции при финансировании проектов, особенно в регионах20
13.16% Инициатива будет похоронена после запуска с её помощью в обход конкурса проекта РТИТС5
38 users voted. 15 users abstained.