Как стать автором
Обновить

Рунет-2017: хроника будущего

Время на прочтение5 мин
Количество просмотров626
Круглые даты – отличный повод для подведения итогов и экскурсов в историю, и сегодня мы отправимся в прошлое на 10 лет – в далекий 2007 год.

Почему же именно 2007-й, спросите вы? Да просто именно в том далеком году отечественная веб-индустрия начала трансформироваться в нынешнюю свою форму.



Победа над ненужными профессиями

Во-первых, 2007 год по праву считается началом конца индустрии так называемой поисковой оптимизации. Все мы регулярно узнаем из сводок новостей о поимке очередного поискового оптимизатора. Напомню, что до знаменитого международного «Закона о противодействии интернет-преступности», помимо всего прочего определившего уголовным правонарушением любые действия, связанные с повышением позиций сайтов в поисковых машинах, поисковые оптимизаторы могли действовать открыто и легально. Это сейчас мало кто рискнет связаться с ними, а в описываемые нами времена спрос на их услуги был довольно высок. И именно в те времена начали появляться различные клубы, ассоциации и прочие объединения оптимизаторов, взятые в дальнейшем под контроль компаниями-владельцами поисковых машин, что существенно помогло дальнейшим действиям разумной общественности, направленным против этого зла.

Говоря о «мертвых» профессиях, нельзя не упомянуть и редко вспоминаемых сейчас веб-дизайнеров. А ведь в 2007 году большинство сайтов были индивидуальными в оформлении! Тогда стандарты оформления и навигации по сайту еще не были закреплены юридически. Не было ни современных агрегаторов, позволяющих читать новости любой тематики из любого источника в любом оформлении и стиле изложения, ни Единой торговой площадки. В те далекие времена компании старались создать сайт «красивым», с полным набором информации – и каталог товаров, и новости, и даже блоги. Лишь пару лет назад была утверждена международная классификация типов сайтов и цветовых палитр (напомню, их 87 и 23 соответственно), которые допустимо использовать в Интернете.

Да что там дизайн! Человек, создававший сайт в те времена, должен был знать кучу ненужных технологий. Сложно представить, что тогда сайты создавались неделями (!), а не за 5 минут. Это сейчас для создания сайта надо выбрать дизайн, тип сайта, эмоциональную окраску генерируемого контента и заполнить пару форм. А тогда для этой операции требовалось умение работать с такими вещами, как FTP, HTML, PHP, DNS и пр., названия которых сейчас обычному интернетчику ничего не скажут.

Победа над сетевыми негодяями

Хотя нет, аббревиатура DNS пока еще на слуху, ведь не забыта еще атака 2009 года, когда кибер-подразделение «Аль-Каеды» обрушило корневые DNS-сервера Интернета и парализовало его работу на целую неделю. Все мы помним хаос и громадные финансовые потери, к которым привела атака. И «Закон о противодействии интернет-преступности» был принят именно после этого события.

К слову сказать, именно этот закон оказал решающее влияние на вектор развития Интернета. Это сейчас нас не удивляет военизированная охрана дата-центров и Обязательный цифровой сертификат. А скажи кому-нибудь в том самом 2007-м, что без сертификата, подтверждающего личность, нельзя будет выйти в Интернет даже из интернет-кафе, тебя моментально бы подняли на смех.

Конечно, до сих пор раздаются голоса об ущемлении свободы, о неудобстве письменного обоснования создания второго сайта, заведения второго почтового ящика или второго аккаунта в службе знакомств. Но именно благодаря этому Интернет стал намного безопаснее. Ведь теперь хакерские атаки стали очень сложны в осуществлении, анонимная клевета в блогах невозможна, а мерзкий педофил больше не может притворяться мускулистым юношей, соблазняя 15-летнюю девочку на «Мамбе».

Расцвет настоящего бизнеса

Но вернемся в 2007-й. Именно в этом году случилась масса важных событий. К примеру, впервые прошли традиционные сейчас конференции для веб-разработчиков под эгидой РИТ. Это сейчас они закрытые и сугубо профессиональные – мне пришлось немало попотеть, чтобы получить приглашение на последнюю из них – а тогда организаторам даже приходилось их рекламировать. В том же году 1С наконец обратил свой взгляд на веб, включив в свою линейку продукт «1С: Управление сайтом» (точнее, сначала этот продукт назывался «Битрикс: Управление сайтом», но в результате двухэтапного поглощения компании «Битрикс» обрел свое нынешнее название). Наконец, в 2007 году были образованы «Активист» и «Армада», которые дополнили тогдашнюю «Большую тройку» (Яндекс, Рамблер и Mail.ru) до «Большой пятерки».

Кстати, о «пятерке». Вчера, на вечеринке Рамблера, посвященной его юбилейной, десятой продаже, мы поспорили на 100 юаней с моим коллегой из «Ъ-Онлайн» о том, кто же все-таки купит Яндекс. Все вы знаете, что эта уникальная компания, еле пережившая ВЗАД, наконец объявила о планах продажи. Я считаю, что в споре за ее активы одержит победу Google, контролируемый американским правительством, а коллега из «Ъ» — что Яндекс купят китайцы, т.к. сделку с Google скорее всего запретит антимонопольный комитет. По мне – так лучше бы Яндекс купило наше правительство, но российские чиновники придерживаются другой точки зрения, вложив в прошлом году 50 миллиардов в разработку государственной поисковой машины. Видимо, опыты создания собственного суперкомпьютера и собственной операционной системы их ничему не научили.

Хотя возможно, это решение аргументировано тем, что Яндекс в наибольшей степени пострадал во ВЗАДе, Войне За Адвертайзинговые Доходы, когда Ассоциация хостинг-провайдеров пригрозила поисковым машинам запретить индексацию сайтов, расположенных на площадках хостинг-провайдеров (а в Ассоциацию входит, на минуточку, 98,5% всех мировых хостинг-провайдеров, включая оба российских). Та война длилась около полугода и закончилась поражением поисковиков – рынок наконец пришел к своей нормальной конфигурации, когда хостинг для сайтов бесплатен, размещение контекстной рекламы на них обязательно, а деньги за нее провайдеры делят с поисковыми машинами. Говорят, что кризис был инспирирован Google, что в общем-то неудивительно, потому что в итоге большинство поисковых машин было закрыто, а Google после следующего же отчетного периода объявил об утроении выручки за рекламу.

Спасибо партии за это!

Конечно, те немногие компании, которые могут позволить себе оплачивать «безрекламный» хостинг, никуда не денутся, но тенденция к окончательной нормализации этой отрасли есть – ведь почти все государственные веб-сайты также перешли на рекламный хостинг. Наверняка вы помните инцидент с появлением на президентском сайте рекламного блока Фонда Гарри Каспарова, в котором он объявил о расформировании движения «Совсем Другая Россия» и создании движения «Вообще Другая Россия» — под выборы 2018 года, где знаменитый на Западе российский оппозиционер снова даст последний бой коррумпированной властной номенклатуре. Тогда для исключения таких прецедентов аппарат Президента в спешке принял решение о переносе сайта на собственную вновь создаваемую хостинг-площадку, но, посчитав деньги за международную лицензию на хостинг, все оставили как есть. Что нельзя не назвать мудрым решением.

Вообще, за последние годы государство наконец обратило на Интернет свое пристальное внимание. Как правильно выразился недавно министр по делам Интернета Игорь Ашманов, если раньше государство стояло к Интернету спиной, а Интернет этим пользовался, то сейчас роли поменялись.

Конечно, в отношениях этих двух субъектов нашей жизни бывали и эксцессы. Все мы помним первые интернет-выборы в Думу, когда из-за досадной ошибки программистов из всего списка партий можно было проголосовать только за «Единую Россию» и «Партию запрета алкоголя» (хорошо хоть не стали устраивать переголосование). А как насчет успешной хакерской атаки на сервер онлайн-конференции Президента, в результате которой тот наконец был вынужден озвучить свое отношение к Ктулху?

Но все это позади. А впереди только радужные перспективы. И возможно, если мне продлят лицензию интернет-журналиста, через десять лет я напишу ретроспективный обзор уже про нынешний, 2017 год.

Источик
Теги:
Хабы:
+1
Комментарии4

Публикации

Изменить настройки темы

Истории

Ближайшие события

Weekend Offer в AliExpress
Дата20 – 21 апреля
Время10:00 – 20:00
Место
Онлайн
Конференция «Я.Железо»
Дата18 мая
Время14:00 – 23:59
Место
МоскваОнлайн