Как стать автором
Обновить

Украдут ли венчурные инвесторы мою идею?

Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 1.2K
C 19 ноября я запустил свой stand-alone блог о венчурных инвестициях, венчурных инвесторах и стартапах IdeaBlog.ru, и буду публиковать здесь некоторые посты из него с небольшой задержкой. Кармы мне пока не хватает, чтобы постить в коллективный блог «Стартапы», поэтому пока буду постить в персональный блог. Спасибо тем, кто поднял мне карму.

Среди стартаперов, у которых проект еще находится на pre-startup стадиях своего развития, это, наверное, наиболее частый вопрос, и он вполне логичен: от стартапера требуют не только описать в бизнес-плане концепцию его проекта, но и дать подробный расклад — каким образом и где именно он планирует привлечь первых клиентов (т.е. описать стратегию запуска проекта), кто конкретно эти первые клиенты, общался ли он с потенциальными клиентами, если да, то с какими, как он планирует провести маркетинговую кампанию, какие есть «узкие места» в проекте и как основатели стартапа намерены их «расшивать» и т.д., то есть, фактически, инвестору основатели стартапа должны представить пошаговое руководство по развитию своего проекта. Естественно, что это вызывает опасения — а не решит ли бизнес-ангел, венчурный фонд или инвестиционный консультант при наличии такого подробного руководства к действию и финансовых ресурсов попросту «кинуть» основателей стартапа и сам реализовать проект?

У проектов, находящихся на startup- и более поздних стадиях развития, которые и уже действуют на рынке и, соответственно, уже не скрывают свои идею и бизнес-модель, лежащие в основе проекта, тоже имеются опасения — они в своем бизнес-плане должны подробно описать, какие ноу-хау способны обеспечить им отрыв от конкурентов, подробно описать требуемые для успешного развития маркетинговые ходы, раскрыть свои технические решения, которые являются конкурентным преимуществом стартапа и т.д. Все это каждая компания считает своей коммерческой тайной, а тут надо все написать, объяснить и поднести на блюдечке…

Ну и, наконец, всех стартаперов, которые, как правило, не обладают ни административным ресурсом, ни большими финансовыми средствами, ни, в конце концов, глубокими юридическими знаниями, интересует еще один вопрос: а когда они разовьют свой стартап, не выкинут ли их просто из бизнеса? Бизнес оформлен на юридическое лицо, технологии рейдерства в России (да и в тех же Штатах тоже — просто они там имеют более изощренную юридическую форму) отработаны до совершенства, и тертый-перетертый инвестор вполне способен, при наличии желания, запросто обвести наивного стартапера, увлеченного своим детищем, вокруг пальца.

В то же время давайте взглянем на ситуацию глазами инвестора: вы предлагаете ему инвестировать в вашу веру в то, что придуманная вами идея и бизнес-модель принесут ему прибыль? Ведь он инвестирует свои средства (и тут зачастую неважно, малые или немалые) в ваш проект, вас он либо вообще не знает, либо знает поверхностно, и никакие прежние достижения не способны его убедить в том, что вы хороший парень и принесете ему много денег. Убедить его можно только одним путем: показать, что вы все продумали в вашем проекте до самых мелочей, что вы представляете себе реалии рынка, на котором собираетесь работать, четко представляете себе как и где вы найдете ваших первых клиентов, кто, скорее всего, это будет, какими аргументами вы убедите их в том, что они должны быть вашими клиентами, как вы будете продвигать проект в дальнейшем, предусмотрели ли вы масштабируемость проекта, что является вашим конкурентным преимуществом и т.д. Инвестор будет просить ему объяснять каждую деталь, которая ему не очень понятна, будет привлекать экспертов, чтобы проверить ваши выводы — но он имеет на все это полное право, это его деньги, и вы предлагаете ему ими рискнуть.

Тем не менее проблема существует: стартаперы боятся, что украдут их идеи, ноу-хау, маркетинговые наработки или вообще, когда все уже будет хорошо, их выкинут из бизнеса, а инвесторы никогда не будут вкладывать даже копейку в тот бизнес, который им не дадут подробнейшим образом изучить. Как правило, всегда на такие вопросы стартаперов инвесторы отвечают, что, дескать, они инвестируют в команду, что самое важное в стартапе — это команда, что замену команде основателей стартапа найти будет гораздо дороже и хлопотнее, чем честно поделиться прибылью со стартаперами и т.д. Все эти слова про команду, конечно, правильные, однако всем должно быть ясно одно: это не является 100%-ной защитой основателей стартапа от «кидка» инвестором.

Игорь Власюк, президент ассоциации «Частные инвесторы Украины»: Существуют такие бизнес-ангелы, которых правильнее назвать бизнес-дьяволами. Они ищут привлекательные патенты, имеющиеся у изобретателей, которые они кладут в основу своего стартапа, и отбирают их, чтобы потом перепродать или реализовать проект самостоятельно. Некоторые бизнес-дьяволы вкладываются в понравившиеся им проекты, а потом, когда проект успешно развивается, размывают долю основателей стартапа в компании и выкидывают их из бизнеса. Это рейдеры, и они существуют на рынке. Те люди, которые постоянно «крутятся» в этой среде — другие инвесторы, серийные предприниматели, которые реализуют уже не первый и не второй свой проект, знают этих бизнес-дьяволов и не ведут с ними никаких дел. Однако те стартаперы, которые не имеют такого опыта, попадаются им на крючок. Зачем бизнес-дьяволы кидают стартаперов, а не делают вместе с ними бизнес? Потому что им не хватает 51%, им нужны 100% компании, это их принцип.
У нас в ассоциации около 40 бизнес-ангелов. Могло бы быть и гораздо больше, однако мы тщательно фильтруем тех людей, которые входят в нашу ассоциацию, чтобы не допустить в нее таких вот бизнес-дьяволов, потому что, «кинув» стартаперов, пришедших к нам в ассоциацию со своими проектами, они испортят нам репутацию, и репутация бизнес-дьяволов будет у всех наших членов. А репутация для настоящего бизнес-ангела — это чуть ли не самое важное, что у него есть.


Давид Цителадзе, издатель российской версии журнала для бизнес-ангелов, венчурных инвесторов и стартаперов «The Angel Investor»: Рейдерство в отношении стартапов, патентов, инновационных разработок и хороших бизнес-идей есть и в России. Но у большинства бизнес-ангелов есть «кодекс чести», и они никогда не станут предпринимать даже попыток «кинуть» своих партнеров. Ведь на этом рынке все про всех знают, новости разлетаются по сообществу очень быстро, а репутация гораздо важнее.
Единственное, что на самом деле дает надежную защиту от «кидка» — это РЕПУТАЦИЯ бизнес-ангела, венчурного фонда или инвестиционного консультанта. Если человек пришел в этот бизнес надолго, и надеется найти «свой Google» среди множества проектов, он будет не только дорожить своей репутацией, но и всячески приумножать ее. А приумножить репутацию можно прозрачностью и только прозрачностью. Венчурный инвестор, заботящийся о повышении своей репутации, будет открыт для прессы и «стартаперской тусовки» — как Гай Кавасаки, публикующий в блоге свои мысли, обсуждающий там же свои инвестиции в те или иные стартапы, активно ездящий по разным конференциям и выступающий там. Венчурные фонды, созданные крупными инвестиционными структурами — такими, как «Финам», имеющий множество паевых фондов и полностью зависящий от доверия к нему населения, «Тройка Диалог», имеющая в управлении более 5 миллиардов долларов, и также полностью зависящая от доверия к ней людей и бизнеса, «Allianz Росно», одна из крупнейших финансово-страховых групп в Европе, — никогда не станут рисковать своей репутацией из-за десятки и даже сотни миллионов долларов (будем надеяться, что стартапы некоторых из читателей этой статьи достигнут такой капитализации). Максим Каримов со своими партнерами, работающие бизнес-ангелами под названием E-Trust Group с 2003 года, также вряд ли будут портить свою репутацию, взращенную в течение 4 лет и лелеемую и сейчас.

Поэтому репутация венчурного инвестора — это именно то, что на самом деле защищает основателей стартапа от «кидка». И прежде чем бежать со своим ценным проектом, подробнейшим образом разложенным по полочкам в бизнес-плане, к человеку или организации, которая произнесла волшебную фразу «несите нам свой проект, нам это интересно», проверьте их репутацию. Поищите про них сведения в интернете, в рубрике Venture Capitalists Profiles блога IdeaBlog или в разделе «Досье» на венчурных инвесторов и отзывы о них форума IdeaBlog. Поспрашивайте про них в разделе Кто что знает об этом инвесторе, ангеле или инвестконсультанте? форума IdeaBlog или на других сайтах, где тусуются стартаперы. Не стесняйтесь задавать вопросы этим потенциальным инвесторам — о том, какие проекты они инвестировали, могут ли они дать контакты стартаперов, с которыми у них все сложилось — особенно не стесняйтесь с вопросами, если вы не нашли он них никакой информации, хотя расспросили об этом многих людей. В конце концов они предлагают вам равноправное партнерство в совместном бизнесе, и также как они расспрашивают вас о том, каким опытом вы обладаете, где раньше работали и каких успехов добились, вы имеете такое же право спросить и их об этом, особенно если Google о них молчит как партизан. Я надеюсь, что если у вас хватило смелости бросить к чертям спокойную жизнь и начать делать свой стартап, то вам хватит смелости и выяснить все об инвесторе, с которым вы, может быть, и будете реализовывать его.

P.S.: Следует особо заметить, что не все венчурные инвесторы (особенно это касается бизнес-ангелов, причем не только лишь в нашей стране) могут позволить себе прозрачность. У нас, на просторах бывшего СССР, бизнес-ангельством может заниматься и крупный чиновник, и олигарх, не желающий, чтобы его бизнес-партнеры подкалывали его по поводу инвестиций «в алхимию», и люди, заработавшие свои состояния на, например, обналичке, и не желающие их светить — такие бизнес-ангелы предпочитают заниматься инвестированием «за ширмой» сетей бизнес-ангелов, таких как «Частный Капитал», СБАР или ассоциация «Частные инвесторы Украины». И в этом случае следует обращать внимание на репутацию именно сети, поскольку абсолютно все серьезные сети бизнес-ангелов тщательно следят за тем, чтобы не пускать к себе бизнес-дьяволов.

Оригинал статьи находится здесь.
Теги:
Хабы:
+4
Комментарии 3
Комментарии Комментарии 3

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн