Как стать автором
Обновить

«Старт – «ап» или «даун»?, Путеводитель для Чайников… с идеями

Время на прочтение9 мин
Количество просмотров1.3K
Не часто в русскоязычной сети появляются откровения МАСТЕРА… на тему стартапов.
Предлагаю ознакомиться..., и сравнить со своим представлением по теме стартапов.

С уважением, Владимир Хахам.
— «Я уже (в том числе, здесь) проводил аналогию ситуации в социальном Интернете с временами Золотой лихорадки. Как и тогда, сейчас стоимость «приза» вместе с простотой инструментария притягивает к приискам сотни, говоря на современном русском языке, стартапов. И опять на деле всё оказывается значительно сложнее, чем представляляли это многие из них. Попытаюсь пояснить свою мысль на одной задаче, которую часто приходится решать генераторам идей — основателям стартапов. Получилась своего рода дорожная карта для начинающих, разработанная на базе собственного опыта…

Постановка задачи
Дано:

1. есть идея, которая, и вы уверены в этом, перевернет мир (как минимум, мир социального Интернета)
2. есть предварительное понимание того, что реализовать в одиночку эту идею вам не по силам (причины могут быть самыми разными, о некоторых из них поговорим позже)
3. нет команды
4. нет денег

Найти:

1. Кто виноват? – вопрос снимаем. Каждый из нас имеет уже на него ответ. В особенности хорошо мы знаем, кто виноват в том, что у нас нет денег.

2. Что делать? — выберите вариант ответа (на мои комментарии можете внимания не обращать):

— патентовать идею, чтобы потом продать (принимая выше сформулированные условия, считаю занятие бессмысленным)
— продать идею сразу (также считаю почти пустой тратой времени — желающих купить «кота в мешке» вряд ли найдёте)
— подарить идею (а почему бы и нет? Есть Open Source, есть Open ID, ну а теперь будет Open Idea. Вон в блогосфере сколько таких подарков разбросано!)
— забыть о ней и породить новую (это всегда успеем)
— сделать так, чтобы идея всё-таки «завертелась» (я — за)

3. С чего начать? – варианты ответа зависят от выбранного ответа по п.2. Хочу поделиться с читателем некоторыми соображениями на тот случай, если он или она выберет в п. 2. вариант СДЕЛАТЬ. В этом случае в нашем распоряжении не так уж много подвариантов:

• разрабатывать бизнес- план под идею, а потом искать деньги
• искать деньги сразу под реализацию идеи
• сколотить команду для полной реализации идеи и обойтись вообще без сторонних инвестиций
• сколотить команду для реализации идеи на уровне работающего прототипа, а потом уже искать деньги
• создать прототип всё-таки самому, а потом продать его вместе с идеей

Свой скептицизм по поводу бизнес- плана на первых этапах веб-проекта я уже объяснил ранее. Начинаем сразу искать деньги? Можно, конечно, и попробовать. Однако только при одном из условий (а лучше, если все условия вместе):

— за вашими плечами несколько законченных проектов
— вы хорошо известны в своём профессиональном кругу
— у вас есть знакомые инвесторы или знакомые этих знакомых, готовые за вас поручиться

Всё это есть? Но тогда, если учесть, что вы ещё ко всему этому и такой умный (иначе, откуда идеи?), встречный вопрос «по американки»: а почему вы не миллионер? Очень невесёлые мысли иногда приходят в голову, когда пытаешься сам себе ответить на этот вопрос. Но не будем о грустном.

А если попытаться всё сразу и без денег? Не получится! Дело в том, что создание нового продукта программированием отнюдь не ограничивается. Вы ведь хотите сделать продукт не для десятка своих друзей, сотни знакомых или нескольких сотен случайных фанатов, а мечтаете об аудитории, где счёт идёт на миллионы или десятки миллионов. Правда? А если это так, то нужны очень существенные вливания на выполнение кучи не всегда вам приятных и/или не знакомых работ, как то: маркетинговое исследование, документация, хороший Help, реклама, надёжный во всех отношениях хостинг, защита авторских прав, другие юридические вопросы, очень качественное тестирование, великолепный дизайн, работа с внутренними денежными потоками вашего ресурса, бухгалтерия и другие финансовые вопросы и так далее, и тому подобное.

Значит, будем уповать только на работающий прототип. Тогда остаётся один вопрос: рассчитывать лишь на себя, или создавать команду. Вот об этом и поговорим…

Связанные одно цепью

Я сам! К сожалению, сразу отпадает. Даже если вы суперпрограммист и готовы на пару месяцев перейти на хлеб и воду, полностью посвятив себя своему проекту и ничем другим больше не заниматься. И вот почему отпадает…

Не нужно быть большим специалистом, чтобы, взглянув на множество социальных ресурсов в сегодняшнем Интернете, понять, что подавляющее большинство из них построены на базе очень ограниченного инструментального набора. Порядка десяти более или менее «открытых», так называемых, движков и нескольких относительно доступных «библиотек» подручных строительных материалов на базе технологий типа ASP.Net, PHP и AJAX. Вот стартапы и оказались связанными одной цепью (инструментальной).

И продолжают плодить эти «связанные» стартапы на этих де-факто стандартных базовых платформах новые, безликие и уже сейчас почти никому не нужные социальные ресурсы. Ведь известно, что от перемены мест (элементов дизайна) сумма (итоговая функциональность) никогда не меняется. А ведь у вас идея, рассчитанная совсем на другое. Вы мечтаете о ресурсе с «лицом не общим выраженьем» и с функциональностью, которой ни у кого больше не найти. И чтобы реализовать это своё «большое и белое», вам понадобиться начинать почти с нуля, с создания своими руками многих строительных кирпичиков. И при этом всё нужно сделать достаточно быстро. Как не крути, а работа измеряется не одним «челевеко-месяцем».

Кстати, к часто звучащему из уст генераторов идей утверждению, что никакой стартап им не нужен, поскольку их гениальная концепция может быть реализована только в очень раскрученном социальном ресурсе. Не получится, даже если ваша идея владельцам этого ресурса очень уж придётся по вкусу. Владельцам то идея понравится, а вот самому ресурсу, увы – не совместим он с ней. А ломать уже раскрученное даже ради очень красивой идеи вряд ликто захочет.

Сказанное относится и к традиционным просьбам, с которым мы, пользователи обращаемся к владельцам ресурса, когда просим их что-то изменить или добавить в ресурсе. В большинстве случаев сделать этого они просто не могут, даже если очень того захотят – базовая платформа не позволяет.

Итак, остаётся только командостроительство, к чему мы и переходим…

В идею можно только верить

Перед нами работ непочатый край. И всё только в расчёте на будущую прибыль. Но ведь разработчикам – потенциальным членам создаваемой команды жить то на что-то надо. А если ещё и семью кормить?! Значит, как правило, каждый из них может отдать проекту только часть своего времени. Отсюда следует, чтобы в мифических «человеко -месяцах» этих самых месяцев было поменьше, этих «человеков» должно быть побольше. И были бы эти «человеки» поквалифицированнее, да поопытнее. А где их найти? Да, только в виртуальном мире. Скоро сказка сказывается, а на деле возникает множество проблем.

У всех гениев свои идеи, и каждый из них считает, что только его идеи смогут перевернуть мир. Два гения в одной команде, что два медведя в одной берлоге. А ведь для того, чтобы начать безвозмездный на первых порах труд, с чужой идеей надо разобраться и, самое главное, в неё поверить. А тут со своими идеями не знаешь, что делать.

Программисты всех стран… Хорошо, с гениями всё понятно. А если не гений, а просто хороший специалист, то он предпочитает работать по принципу Остапа Бендера: «Утром деньги, а вечером стулья». Ну, если не полная сумма, то хотя бы 50% аванса. А все эти разговорчики о долевом участии для него все равно, что (опять «медвежья» аналогия) приглашение разделить шкуру неубитого медведя. Напоминаю, что денег то у вас нет, но даже были бы, виртуальным партнерам никакого аванса я выдавать не рекомендовал бы. Деньги то отнюдь не виртуальные.

А ведь и «кинуть» могут (напомню, патента у вас нет, да и он не всегда поможет). Причём так думаете не только вы, но и ваши потенциальные партнёры, Все друг другу хотя и чуть-чуть, да не верят. Ведь в большинстве случаев – это не друзья, а только френды. А, как правильно объяснил мне один коллега, друзья и френды – это «две большие разницы».

Ищите прототип. И всё-таки вам повезло, своей идеей вы зажгли массы, и виртуальные «френды» оказались, если не друзьями, то во всяком случае потенциально хорошими партнёрами. И решили все объединиться в он-лайновский стартап, работая вначале только «за доли». Первое, что эти самые партнёры у вас попросят, после того, как наконец-то затихли разговоры о деньгах, так это техническое задание (ТЗ). Ну, хотя бы для того, чтобы оценить трудоёмкость проекта. О ТЗ поговорим ниже, а пока представим, что оно у вас уже есть, но вы пока (верю, но всё же...) решили его придержать. Как вам в таком случае быть? Ищите прототип (или прототипы)! Естественно, не тот прототип, который вашей команде только предстоит создать, а некоторый базовый аналог, с которым вы можете сравнивать свою мечту. Как только найдёте, далее всё очень просто. Ещё раз внимательно с ним (с ними) поработайте и попробуйте оценить насколько ваш проект функционально (только функционально!) сложнее аналогов. Всё, ответ для масс готов. В очень схематическом виде — это формула «Сумма (к1*к2*прототип)», где к1 – весовой коэффициент близости каждого прототипа к вашей задаче, к2- коэффициент её сложности по сравнению с этим прототипом. И всё – ваша команда опытная, всё дальше сами поймут. Не можете найти в Интернете ничего даже немного похожего на вашу задумку? Честно скажу, не знаю, должен ли я вам завидовать или сочувствовать.

Без бумажки ты букашка. Даже если ты носитель гениальной идеи. В данном случае под «бумашкой» я подразумеваю, если не бизнес-план, то хотя бы ТЗ. В противном случае вы рискуете получить на выходе, (если, вообще, что-то получите) совсем не то, что так долго и с таким нетерпением ждали. Ведь в вашей команде собрались люди все инициативныеsmile.gif.

Сапожник без сапог. Это я к тому, что нет в сегодняшнем социальном Интернете (Enterprise 2.0, в том числе) нормального инструментария для совместной инженерной деятельности. Вот мы всё говорим: «Ах, вики и ох, вики». А что такое вики? Да, ничто иное, как вебовский ремейк Word’овского Track Change. Такой себе маленький SaaS. А мне нужны SaaS- инструменты для нормального управления проектом, отслеживания ошибок(Bug tracking) и много чего другого, без чего ведение совместной разработки в режиме он-лайн крайне затруднено. Другими словами, почти по Мюнхгаузену, приходится думать о том, как самого себя вытянуть «за волосы из болота» — строить стартап для создания социального ресурса, который помогал бы другим организовывать новые стартапы.

Несколько дополнительных слов из своего опыта о том, что такое разработать ТЗ. Всё можно проиллюстрировать простыми сравнениями. Лично мне нужно, чтобы:

а) сформулировать идею на уровне блог- заметки — максимум, пару часов, а некоторым достаточно и десяти минут
б) вразумительно изложить концепцию на уровне «хорошей» журнальной статьи или раздела «хорошего» бизнес-плана – пару дней
в) написать ТЗ – как минимум, месяц. И это при том, что в моём багаже опыт разработки не одно подобное задание. И это при том, что ТЗ я пишу всё-таки в расчёте на узких профессионалов в своей области, которым не нужно «разжевывать» многие вещи

Кстати, возвращаясь, к тезису «сапожник без сапог», идею о жизнеспособной социальной веб-среде для совместной работы он-лайновских стартапов я дарю всем желающим. Мне не жалко – у меня этих идей многоsmile.gif. Всё равно на все их ТЗ не «насоставляешь». Всей оставшейся жизни не хватит. Вообще, об использовании социальных сетей в качестве плацдарма для того, что я называю он-лайновским инкубатором стартапов, сейчас говорят много (участников нашего Содружества отсылаю к заметке на его закрытом форуме, вариант которой, насколько мне известно, автор вскоре выложит на Хабре). Однако, как вы видите, трудно разрешимых проблем здесь очень много и далеко не только технологических. И всё же…

Надежда умирает последней

Как учил нас когда-то один теперь уже забытый классик, нужно найти слабое звено и, потянув за него, попытаться решить трудную задачу. Таким слабым звеном любой идеи является отсутствие под неё «хорошего» технического задания.

Почему генератор идей должен начать по настоящему продвигать свою концепцию только после разработки на неё грамотного ТЗ? Перечисляю — только разработав такой документ:

1. вы поймёте сами, наконец-то, а что вы, собственно, всем хотите сказать
2. вы ответите окончательно и на вопрос, а не является ли ваша идея очередным перпетум мобили и реализуема ли она, вообще
3. вы отточите детали своей концепции, лучше поймёте свою рыночную нишу и с кем вам там придётся конкурировать
4. вы сумеете хотя бы грубо оценить трудоёмкость своей идеи, каких специалистов вам не хватает, и когда следует ожидать результат
5. вы объясните своим партнёрам, что вы от них ожидаете
6. вы найдёте для своей команды некоторых других «гениев», которые, поняв, что имеют дело с практичным человеком, может быть, и захотят объединить свои идеи с вашими
7. вы приобретёте и уйму своих новых идей (но, к сожалению, с необходимостью ответа на те же вопросы: а что с ними делать и с чего начинать?)
8. вы получите доброкачественный исходный материал для разработки любых других документов, которые могут вам потребоваться в ходе продвижения, независимо от того, в какую сторону вы решите двигаться (см. Постановку задачи)
9. вы почувствуете в себе уверенность говорить о своей идее с кем угодно, даже с самым страшным инвестором. И, чем чёрт не шутит, вдруг вам удастся сразу продать так хорошо оформленную идею?
10. вы утолите свой голод по настоящей творческой деятельности, который, как это не странным на первый взгляд может показаться, свойственен многим генераторам идей. Как говорил герой одного не очень приличного анекдота: «Не догоню, так разогреюсь»smile.gif
11. вы ощутите (если вы, конечно, сам не веб-специалист), а что такое на практике приступить к разработке нового продукта для Интернета. Поймёте хотя бы немного, но достаточно для того, чтобы следующая ваша идея была ещё менее оторванной от жизни
12. вы подвертите ещё раз истину, что надежда умирает последней. А разве, не так?

Всё это, в совокупности, будет значительно полезнее, чем терять время на разработку никому пока не нужного бизнес-плана.

Вот такая получилась почти оптимистическая трагедия для человека с идеями. А вы всё о стартапах говорите. И тем не менее, хотя в большинстве случаев мы имеем не старт- апы, а старт- дауны (это не болезньsmile.gif, а просто калька с «down- вниз», как альтернатива «up – вверх»), я, как вы уже увидели, продолжаю оставаться оптимистом. Чего и всем вам желаю, дорогие собратья по несчастью – генераторы всевозможных идей! Ну, а как, с моей точки зрения, должно выглядеть «хорошее» ТЗ, я попытаюсь ответить в следующей заметке.

Первоисточник:
This post has been edited by amilner: Oct 25 2007, 01:49 PM

www.itechbridge.com/forum/index.php?showtopic=52011
Теги:
Хабы:
Всего голосов 24: ↑2 и ↓22-20
Комментарии3

Публикации