Как стать автором
Обновить

Исследования пользователей. Секрет фокуса. Часть 2: Исследования, как инструмент проектирования.

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 963
Heatmap example
На рисунке справа приведен пример так называемой «heatmap», получаемой в результате регистрации движения глаз пользователя. Те точки на экране, на которые пользователь смотрел на протяжении большего времени подсвечены красным цветом.

По моему мнению, так называемое «эмпирическое» тестирование пользовательского интерфейса имеет ограниченную полезность. Объем информации, которую вы можете получить – конечен. Рано или поздно вы достигните того момента, когда информацию придется начать интерпретировать. Именно во время процесса интерпретации риск совершить ошибку наиболее высок. В этот момент вы можете не заметить влияния какого-то важного фактора или даже прийти к ложным заключениям, особенно, если не обладаете достаточным опытом и умениями в проектировании.

Регистрация движения глаз (eyetracking), которую в одной статье опрометчиво назвали «будущим веб дизайна», является замечательным примером «инструмента проектирования», который недавно привлек к себе значительное внимание. Джаред Спул считает, что эта методика, возможно, не заслуживает такого внимания, и я с ним полностью согласен. Моим первым возражением будет то, что система регистрации движения глаз может сказать вам только на что люди смотрят в данный момент, но не то, что они там видят. Во вторых, результаты полученные при регистрации движения глаз редко являются чем-то неожиданным для хорошего проектировщика. Наконец, одни и те же результаты можно истолковать по-разному, что и происходит при каждой попытке анализа субъективного опыта.

Я не утверждаю, что регистрация движения глаз не имеет практической пользы. Например, вот – прекрасный пример того, как регистрация движения глаз была успешно использована для получения полезной информации о восприятии пользователями как конкретного веб сайта, так и всех веб сайтов в общем. Что мне симпатично в этой статье, так это то, как ее автор видит результаты регистрации движения глаз не как исчерпывающее научное измерение эффективности его веб сайта, но как еще один источник информации, которую он использует для планирования редизайна своего сайта.

Ключевым моментом здесь является то, что автор является опытным маркетинговым стратегом с хорошим чутьем проектировщика. В таких руках эти данные с большой вероятностью будут использованы именно так, как следует.

Доказательства очевидного

Stating the obviousНа замечательном блоге компании Eyetools, одной из ведущих компаний в области регистрации движения глаз, приведены десятки наглядных примеров реального применения данной технологии, дополненные изображениями heatmap, их коротким анализом, истолкованием и конкретными советами по улучшению дизайна. Почти в каждом случае Eyetools пытается создать впечатление, что без использования регистрации движения глаз мы (или владельцы сайтов) не способны иметь четкого представления о том, работает ли конкретный дизайн и как он работает.
Что бросается в глаза в их примерах: а) в большинстве случаев они приходят к хорошим выводам (за исключением пары примеров, когда выводы раздуваются из явно недостаточных данных) б) эти хорошие выводы весьма схожи с теми, к которым бы пришел хороший проектировщик интерфейсов (или любой человек с достаточным пониманием специфики проектирования) руководствуясь исключительно своими инстинктами проектировщика, без использования каких-либо дополнительных методов.

На примере справа, приведена страница с изначально явно слабым дизайном. Потом на ней слегка, но достаточно заметно, подправляют графический дизайн (улучшают цветовую гамму, типографику, подправляют структуру страницы). Это приводит к значительному улучшению результатов тестирования с регистрацией движения глаз. Ну и что здесь удивительного?

Влияние толкования исследований на проектирование

В случае с регистрацией движения глаз существует риск заключения ложных выводов, которые могут привести к ошибочным решениям при проектировании. Вред от этих ошибочных решения может перевесить всю пользу от использования метода, особенно если в организации нет хорошего проектировщика для соответствующей оценки результатов.

Если, например, результаты регистрации движения глаз указывают на то, что посетители не смотрят на лого вашей компании, следует ли это истолковывать как то, что вам необходимо новое лого, или как то, что ваше лого просто хорошо знакомо посетителям? Если результаты исследования показывают, что кто-то проводит слишком много времени вглядываясь на диаграмму ваших процессов, значит ли это что диаграмма является очень интересной или, наоборот – очень скучной?
Если эти данные не попадут в хорошие руки, то они легко могут быть неправильно истолкованы. В этом случае, отсутствие знаний по проектированию – опасно.

Различие между дизайном и контентом

Blog heatmapВ одной из дискуссий Джаред Спул так ответил на скептической замечание Тодда Варфела о регистрации движения глаз:
Тодд: На клиент сейчас занимается редизайном своего сайта. Так вот, они никак не могут определить, почему их механизм регистрации покупателей никак не работает.
Джаред: А может быть просто никто не хочет пользоваться их услугами? Если это в самом деле так, то сколько ни регистрируй движения глаз, делу не поможешь.
Справа еще один пример из блога Eyetools. В анализе отмечается, что читатели сайта пробегают по заголовкам, но полностью игнорируют основной текст. Возможным объяснением этому выдвигается неспособность пишущего привлечь внимание читателей.

Мне уже надоело придираться Eyetools, но неужели, нам так необходима регистрация движения глаз, чтобы придти к выводу, что люди обычно пробегают по заголовкам, пропуская основной текст? Может быть нам для этого будет достаточно только здравого смысла?

В любом случае, не повредит?

Вполне возможно, что регистрация движения глаз, также безвредна для процесса проектирования, как куриный бульон для больного. Хотя, как я уже говорил, существует риск неправильного истолкования результатов. Будет трудно поверить что рекоментации от подобного исследования окажут сколь либо значительное влияние на процесс проектирования, если ваши графические дизайнеры имеют хоть какой-то талант ( признаюсь, что большинство веб сайтов страдают именно от отсутствия дизайнерского таланта). Еще невероятнее поверить в то, что результаты регистрации движения глаз способны быть самой основой для редизайна. Я посоветовал бы вам вместо проведения такого исследования, нанять еще одного хорошего проектировщика. Нанимать хорошего проектировщика вам придется в любом случае, потому что только хороший проектировщик способен правильно истолковать результаты исследований.

А что делать в случае, если вы наняли потрясающего проектировщика с прекрасным послужным списком, но ваше руководство не доверяет его советам? Даже если ваш гениальный проектировщик легко способен на глаз различить что будет работать, а что нет, большинство людей не обладают такими способностями. Некоторые могут просто не иметь дизайнерского чутья, а у некоторых это чутье может ошибаться. И часто такие люди находятся на высших руководящих должностях.

Что же делать проектировщику или начальнику отдела проектирования для того, чтобы доказать боссу, лишенному дизайнерских инстинктов, что хороший дизайн и в самом деле является хорошим дизайном? Что, если единственным способом добиться редизайна сайта, является необходимость убеждения руководства в том, что старый дизайн просто ужасен?

Хмм, может быть в этом случае как раз и пригодится регистрация движения глаз…
Теги:
Хабы:
0
Комментарии 1
Комментарии Комментарии 1

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн
PG Bootcamp 2024
Дата 16 апреля
Время 09:30 – 21:00
Место
Минск Онлайн
EvaConf 2024
Дата 16 апреля
Время 11:00 – 16:00
Место
Москва Онлайн