Как стать автором
Обновить

От безумия толпы к мудрости коллективного разума

Время на прочтение5 мин
Количество просмотров496
Данная моя заметка находится на стыке двух тем, начатых ранее: о революции социальных платформ (это уже будет четвёртая заметка данного цикла) и что меня не устраивает в концепции top4top (речь там шла только о концепции).

О вкусах не спорят
Честно скажу, помещая сокращённый вариант своей первой заметки по top4top в Хабрахабр, я ожидал бурной реакции типа «Ну, уж эти интеллигенты, всегда им что-то не то». С двумя разными подвариантами. Первый – а кому эти интеллигентные социальные ресурсы нужны? Второй – а чем top4top не интеллигентный?

Всё оказалось значительно прозаичнее. По первому варианту, хотя и посыпались «чёрные шары», но их было значительно меньше, чем это было ещё полгода тому назад при появлении первых моих заметок в коллективном блоге «Интеллигентный социальный веб».

По второму варианту, неожиданно, практически, все со мной согласились: новому ресурсу очень далеко до интеллектуального звания. Это обычный «глянцевый портал». Поэтому тему top4top, как таковую, я считаю можно закрыть и перейти к некоторым вытекающим из её обсуждения мыслям по поводу…

Однако до этого, перефразируя поэта, ещё раз хочу повторить: «Если сайты зажигаются, значит это кому-то нужно», или «Сайты разные нужны, сайты разные важны». Нет сомнения, что найдут своих почитателей и top4top, и bigthink — его своеобразный прототип, о котором я тоже говорил в предыдущей заметке. Нужны и глянцевые, и «жёлтые» ресурсы, и ресурсы о высоких материях. Были бы только рекламодатели:). Я же всё-таки ищу несколько иное…

Понемногу о много или много о немногом?
В предыдущей заметке было отмечено, что, выбирая между top4top и bigthink, я остановился бы на последнем. При этом обратил внимание, что удовлетворяет он меня только на ¾. Куда же подевалась оставшаяся четверть? Постараюсь пояснить.

Во- первых, в эту пропавшую четверть входят некоторые достаточно важные «мелочи», которые я ищу в социальном Интернете и которые я постарался заложить в техническое задание нашего проекта. Хотя многие основные требования, перечисленные в постановочной заметке «My Space, который я не могу...» в bigthink, к счастью, нашли своё воплощение. Однако главное не в этом.

Чисто в провокационных (или, как сейчас говорят, в «провокативных») целях то, что я хотел видеть, названо мной «интеллигентный веб». Спасибо top4top и Диброву с Новожиловым, лично. С их лёгкой руки наконец-то всем стало ясно, что приставки «интеллигентный» и «интеллектуальный» никак не понижает товарную стоимость стартап — проекта. А пользователями социального веба не обязательно должны быть подростки и молодые люди. Теперь пришло время и мне уточниться. Но для этого потребуется определение моего видения ещё одного понятия. К двум уже определённым в предыдущей заметке (интеллектуальность и интеллигентность) я хочу добавить третье – профессионализм. И сделаем это аналогичным образом.

Я определяю профессионализм как состояние ума, оценить которое возможно через то же IQ, в сумме со специальными знаниями (не обязательно связанными с высшим образованием) и опытом. Чем выше IQ, глубже знания и больше опыт, тем выше профессионализм. Все эти показатели примерно равнозначны.

Таким образом, как это понимаю я, если интеллектуал суть человек с обширными общими знаниями, то профессионал опирается, прежде всего, на глубокие специальные знания. Другими словами, интеллектуал знает понемногу о многом, а профессионал — много о немногом. При этом профессионал может быть интеллектуалом и/или интеллигентом, а может не быть ни тем, ни другим.

Когда я впервые заговорил об интеллигентном вебе, я сразу же подчеркнул, что он очень нужен настоящим профессионалам. Таким образом, явно имелось в виду, что настоящими профессионалами могут быть только интеллигенты. Неявно же подразумевалось, что настоящие профессионалы являются и интеллектуалами тоже. Другими словами, я отношу к настоящим профессионалам людей, комбинирующих в себе широкие общие и узкие специальные знания, и обладающие внутренней культурой. Можно с таким подходом соглашаться или не соглашаться, но это моя позиция, и под эту позицию я и начал искать ресурс.

И опять… 80:20
Нет слов, bigthink – это социальный ресурс для интеллектуалов. Но, мне кажется, что у настоящих профессионалов и, в особенности, у технарей не так уж много времени, чтобы всё свободное отдавать «высоком материям» и удовлетворению своих общих интересов. А ведь, именно, на это нацелен bigthink.

Мне же хочется видеть единый социальный ресурс, в котором бы в соответствии с известным принципом «80:20», я бы мог проводить 80 % времени, удовлетворяя свои узкопрофессиональные интересы (20 % всех возможностей ресурса). Остальные же 20% времени отдавая своему общему развитию (80% возможностей ресурса).

Хорошо, спросите вы, а почему для этого не подойдут два разных интеллигентных ресурса: общий типа bigthink и некоторый специальный? Конечно, подойдут, и может быть на этом и придётся в конце концов остановиться. Однако, согласитесь, было бы значительно интереснее в одном кругу виртуальных друзей пообсуждать специальные вопросы и поговорить «за жизнь». Так мы и поступаем в реальном мире. Ведь времени на общение у каждого из нас не так уж и много, как и настоящих друзей, вообще говоря, тоже…

А теперь поясню, о каких же узкопрофессиональных интересах веду я речь, когда говорю об основном времени, которое настоящие профессионалы проводят в социальном Интернете.

Информация, превыше всего
В одной своей заметке я уже отмечал главное различие между потребностями пользователей традиционного социального веба и профессионально-делового. В первом эти потребности по их приоритетности можно расположить так: общение, самовыражение, информация, сотрудничество. У профессионалов и деловых людей, как мне представляется, последовательность приоритетов совершенно другая, а именно: информация, сотрудничество, общение, самовыражение.

Исходя из такого подхода, можно сказать, что всесторонняя поддержка информационной деятельности пользователей является одной из важнейших задач социального ресурса для профессионалов. Сервисы, направленные на поиск, анализ, упорядочение и хранение нужной ему информации, мне кажется, это то, что специалист, прежде всего, ждёт от профессионального ресурса. Для меня, во всяком случае, такие сервисы являются основополагающими.

Если же мы говорим о социальных ресурсах, то ждём от них также и всестороннюю поддержку коллективной информационной деятельности. Поддержку, позволяющую в полном смысле этого слова превратить социальный ресурс в мощный коллективный разум. Такой коллективный разум не только обеспечивает узкоцелевой поиск и отбор сторонней информации, но и генерирует новую информацию. Будь-то большие статьи, полноценные блог-заметки, маленькие комментарии или просто реплика специалиста – всё, в конце концов, может помочь профессионалу в решение некоторой специфической задачи, стоящей перед ним, неожиданно подсказать пути её решения или подбросить совершенно новые идеи.

Сезам, откройся! или Нормальные герои всегда идут в обход
Я уже упоминал эту когда-то хорошо известную фразу одного сказочного героя Ролана Быкова. Героя, который советовал всем и всегда идти в обход. Тогда у меня речь шла о российском аутсорсинге. Подобная же стратегия поиска обходных путей очень хорошо прилагается к Интернетовским стартапам в эпоху открытых социальных сетей.

Об этой стратегии и о том, как она повлияла на «проект нашего проекта» в части создания информационно-ориентированного ресурса для профессионалов можно прочитать в полной версии этой заметки в моём iTech Bridge блоге.
Теги:
Хабы:
Всего голосов 19: ↑16 и ↓3+13
Комментарии23

Публикации