Как стать автором
Обновить

Как растянуть создание проекта на пару лет или искусство эффективного планирования

Время на прочтение4 мин
Количество просмотров2.7K
Данный топик не претендует на то, чтобы прямо утверждать о том, что тот или иной подход планирования реализации проектов лучше другого. Хотелось бы в обсуждении выяснить, какой подход ближе хабролюдям, и какой из них, по их мнению, является оптимальным.

В связи с тем, что в жизни день ото дня появляются всё новые и новые задачи, проекты, дела – зачастую стало появляться ощущение полнейшего внутреннего беспокойства, возможно, даже стресса. Ощущение того, что не успеваешь ничего сделать, что делаешь то, что надо было реализовать ещё вчера. В общем… ощущение полнейшего завала.

В связи с этим решил заняться своим собственным Time Management-ом. Так как знаний у меня в этой области явно было мало, решил почитать некоторые книги. Первой книгой, которая попала ко мне в руки, точнее, попала в мой наладонник – была “Getting Things Done” David Allen. Буквально первые же главы этой книги, заставили задуматься меня над темой этого поста.

Вот небольшая цитата:
«За годы работы над улучшением личной продуктивности я по достоинству оценил значимость подхода «снизу вверх». По уму, самый правильный способ — это работа «сверху вниз», т.е. вначале определение перспективных целей всего проекта, потом — второстепенных целей и, наконец, деталей выполнения. Беда в том, что большинство людей настолько погрязли в рутине, что им довольно-таки сложно сконцентрироваться на чем-то более крупном и перспективном. Так что практика показывает, что подход «снизу вверх» более эффективен.»

За годы моей работы в различных организациях и с различными людьми, я ощутил на себе влияние двух этих подходов. Приходится констатировать – подход «сверху вниз» почти всегда давал полный набор отрицательных факторов, влияющих на проект.

Если ещё не совсем понятно, в чём же заключается различие между этими типами подходов к организации рабочего процесса, поясню на примерах, с которыми сталкивался сам.

Пример 1. «Брейн, а что мы будем делать завтра? Как всегда, попытаемся захватить Мир!»

Очень часто перед разработчиками (вообще говоря, перед людьми любых профессий) стоит эта самая задача: «захватить мир». И день ото дня, месяц за месяцем, возможно, год за годом, они пытаются сделать это… Захватить Мир!

Безусловно, это абстрактный пример, но он, как мне кажется, даёт понять, что зачастую люди работают над проектом, когда непонятно, что именно надо сделать «здесь и сейчас!», как разбить проект на части, с каждым днём приближаясь к его финальной реализации, какой следующий шаг и вообще – что же в итоге должно получиться?!

Если перед вами стоит такая задача, и вы не телепат, который может прочесть мысли заказчиков, начальников, предугадать все неожиданности развития ситуации – то вы попали в беду. Особенно, если перед Вами стоят чёткие и сжатые сроки на выполнение. Реализовать этот проект в срок – фактически нереально.

Вы даже можете хорошо представлять, что должно получиться в итоге, но у вас нет почти ни одной детали выполнения проекта, перед вами лишь перспектива и ни одной реальной задачи, которую Вы можете сесть, и за 1-2 рабочих дня полностью реализовать. Что происходит тогда? Вы начинаете делать так, как считаете нужным. И так поступают все – и гуру своего дела, и начинающие специалисты. В итоге, вы можете разработать безупречно тот или иной этап проекта, но… Придёт начальник, заказчик, клиент – и скажет, что это совсем не то (или частично не то), что он хотел видеть. Что надо сделать так и так, совсем не так, как сделали вы. Результаты – день или два (в лучшем случае) вашей работы летят коту под хвост, вы садитесь переделывать эту часть проекта заново, но вы уже никогда (скорее всего) не сделаете её с тем же энтузиазмом и так же быстро, как делали изначально по своим соображениям. Такова психология большинства людей. Конечно, если вы к таковым не относитесь – это плюс.

В итоге, реализуя так одну часть проекта за другой, исправляя всё раз за разом, выполнение проекта может затянуться на срок, в 2-3-4 раза превосходящий изначально поставленный.
Как вы уже поняли, это был пример на подход «сверху вниз».

Пример 2. «Сделать комбайн и собрать урожай!»

Согласитесь, зачастую перед всеми нами стоят задачи не меньшей, а порой и большей сложности, чем сборка урожая. И далеко не всегда понятно, что надо делать и как именно надо делать, чтобы её реализовать (мысль о сборке комбайна может так и не прийти или прийти слишком поздно – см. пример 1).

Когда перед человеком стоит чётко сформулированная, конкретная, вполне реальная задача (причём, возможно даже не совсем ясно для чего её нужно реализовать, но никаких сомнений не возникает КАК её реализовать), мы получаем примерно следующий план реализации всего проекта:

1. сделать ясную и чёткую задачу №1;
2. сделать ясную и чёткую задачу №2;
3. ———————————————–
4. сделать ясную и чёткую задачу № i;
5. собрать воедино – точка.

Шестой этап – это этап сдачи проекта начальству, заказчику, клиенту – с реализованными полностью по их желаниям подзадачами и отвечающего всем их требованиям. Как правило, в точно поставленный срок, возможно даже с «перевыполнением плана».

Это пример подхода «снизу вверх». Пусть даже в этом подходе иногда не очень понятно для чего реализовывать конкретную задачу, но всегда понятно как её реализовать и сколько на это уйдёт времени (плюс-минус небольшой интервал).

А после того, как все эти задачи и подзадачи будут реализованы, собраны воедино, станет понятно, что был реализован проект «сборки урожая». Возможно, даже «завоевания мира»… :)
Теги:
Хабы:
+27
Комментарии29

Публикации

Истории

Работа

Ближайшие события