Идет по Руси-матушке скрип мозгов великий. Сидят за столами своими богатыри труда умственного и думу думают. Какую бы новую идею родить, да в программу или сервис её облечь, да стартап сильномогучий замутить.
А потом богаче заморского Билла Гейтса стать да на чудо-яхте в море-окияне с красотками смуглокожими плавать.
Наверняка у каждого из вас есть хотя бы один знакомый, горящий желанием разбогатеть (создать свой бизнес, стать знаменитым и т. п.) именно таким образом.
А вот скольких людей у которых получилось воплотить в жизнь придуманную идею вы знаете?
Вот то-то и оно…
Стив Бланк и Боб Дорф в своем объёмном труде «Стартап. Настольная книга основателя» говорят, что в основе любого стартапа должна лежать гипотеза. Гипотеза о том, что данный продукт будет необходим и востребован потребителем.Но тут начинающих стартеров подстерегают две проблемы.
Критерием успешности гипотезы является успех. Либо коммерческий, когда продукт удается монетизировать, либо рост клиентской базы (если конечно этот факт может быть положительно оценен потенциальными инвесторами / покупателями компании).
Если гипотеза оказывается неверной, то необходимо её быстро модифицировать и продолжить работы в новом направлении. И так пока не добьетесь успеха.
Во-первых, мало кто готов отказаться от великой идеи. Он же её выстрадал, ночами мечтал, вечерами программировал. А капризный потребитель еще оценит какую великую штуку ему предлагают. Нужно только подождать
А во-вторых (и это самое главное), придуманные идеи не имеют ничего общего с желаниями потенциальных покупателей. Это желания самих изобретателей.
Можно ли идти по пути реализации придуманных идей? Можно, только не забывайте, что как только факт низких продаж продукта сообщит основателям о несостоятельности гипотезы, её тут же необходимо модифицировать.
И не увлекайтесь маниловщиной, а то получится как у героя Н.В. Гоголя:
«Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян,—При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение, впрочем все эти прожекты так и оканчивались только одними словами…»
Однако должен вас предостеречь. Даже если вы будете много и упорно работать и успешно адаптировать вашу гипотезу, успех, увы, маловероятен. Почему? Да потому что…
Блестящие продукты рождаются только из реальных потребностей!
Создателю Twitter Джеку Дорси был нужен простой инструмент, позволяющий ему и его друзьям сообщать о своем местоположении и текущем занятии. Он сделал простую систему публикации коротких сообщений. Потом этим сервисом стали пользоваться друзья друзей, счет пошел на сотни, тысячи. Постепенно дорабатывался функционал. И в результате Twitter стал таким, каким мы его знаем.
Основатель Facebook Марк Цукерберг создал шуточный сервис, с помощью которого студенты могли проводить виртуальный «конкурс красоты» — попарно сравнивать фотографии. Позже был добавлен обширный функционал социального взаимодействия, но сервис был доступен только для студентов Гарварда. Ну а когда ограничения были сняты, социальная сеть начала свое победное шествие.
Томас Зибель был озабочен тем, что информация о взаимодействии его менеджеров по продажам с клиентами часто терялась. Данные о контрагентах и запланированных действиях обычно хранились в электронных таблицах, а то и просто на клочках бумаги. Поняв, что так жить нельзя, Зибель начал разработку централизованного хранилища всей информации о продажах — интересов, сделок, контактов, действий. В результате родилась первая CRM — Siebel.
Как действовали основатели всех трёх компаний?
- У людей были конкретные задачи / проблемы.
- Чтобы эти проблемы решить они создали продукты.
- Продукты стали популярны не только среди тех, для кого они изначально предназначались, но и среди широкой публики.
- Началась доработка продуктов для нужды этой широкой публики, что привлекло еще больше пользователей / клиентов.
Вот такой простой рецепт успеха :)
А ну-ка, автор, погоди — скажете вы мне. А как же ИТ-гений всех времен и народов Стив Джобс?
Уж он-то никогда не спрашивал покупателей что им нужно. Он придумывал новый гаджет, а люди радостно открывали навстречу ему свои кошельки.
Во-первых, и Стив прислушивался к потребностям платёжеспособной аудитории. Так появился iPad.
А во-вторых, Джобс такой один. Остальные скорее Билл Гейтсы.
В 1995 году Гейтс внезапно проснулся и понял, что проспал возникновение Интернета. Он попытался перехватить ситуацию и создать свой, карманный Интернет под названием MSN (Microsoft Network).
Изначально планировалось, что все компьютеры под Windows будут соединяться между собой в сеть. Изолированную и полностью принадлежащую Microsoft.
После, когда концепция изоляции провалилась, MSN трансформировался в интернет-провайдера и новостной портал. Позже отвалился и провайдерский бизнес.
В 2006 году Microsoft решила, что пришло время мобильности и придумало концепт Ultra-Mobile PC (UMPC), он же Project Origami.
Устройства должны были стать карманными, пользователи — запеть от счастья. Для управления должен был использоваться стилус, а в качестве операционной системы — доработанная Windows (а вы сомневались?).
Удалось выпустить несколько устройств от Samsung (эта компания была одним из авторов UMPC) и вечных энтузиастов китайцев.
После этого платформа приказала долго жить.
Microsoft получает достаточно денег от продажи Windows и Office, чтобы покрыть все возможные убытки от неудачных экспериментов.
А вы или ваш инвестор обладаете финансовыми возможностями Билла Гейтса?
Поэтому сейчас самое время окинуть взглядом список нерешенных ИТ-проблем в вашей компании. Возможно из одной проблемы получится успешный продукт?