Эта статья родилась из вопроса мего друга — ИТ директора компании Балтмикс (крупнейший производитель техники в России, основной поставщик техники для сети Эльдорадо) о измерении эффективности работы своих сотрудников.
Не без моих усилий был создан клуб ИТ директоров Калининградской области. Собственно, письмо было отправлено членам клуба.
Коллеги, добрый день.
Поделитесь, кто может, реальными (измеряемыми) показателями эффективности (KPI) для сотрудников ИТ:
В нашей службе следующие категории специалистов:
С п.1-4 более-менее всё понятно и измеримо. А как оценивать работу п.5, а особенно 6?
Как и обещал, отвечаю :) как всегда с небольшим опозданием.
Вижу в умении делать оценку эффективности, предмет своей профессиональной деятельности. Поэтому эта тема для меня очень интересна. Т.к. большую часть времени мне приходиться управлять, контролировать и поощрять как раз работу Программистов и Аналитиков.
Виктор, я конечно же, не смогу, без детального изучения, сказать каким образом нужно измерить эффективность именно ваших сотрудников, т.к. многие вопросы остаются внутри вашей компании, например, детали планирования и целеполагания.
Я могу рассказать, каким образом я разрабатывал систему контроля и управления процессом разработки для своих сотрудников, как местных, так и удаленных на сотни, а иногда и на тысячи километров. Если судить по увеличению моей зп и законченным продуктам, могу сказать уверенно, у меня это получилось.
Что я делал для создания KPI:
Как я предполагаю, мало кого заинтересует мой непосредственный опыт. Т.к. я управляю процессами разработки и создания программных продуктов и специализируюсь в этом. И далее также планирую развивать себя как специалиста в этой области. Это моя сильная сторона. Я расскажу общие принципы, которыми я пользовался для оценки деятельности своих специалистов.
Я определил цель работы каждого подразделения и сотрудника в двух аспектах:
Не менее важно определить результаты деятельности специалистов. Для этого достаточно ответить на два вопроса:
Так же важно понимать временной интервал контроля. Для себя я его определил как неделю — 40 часов.
Как я уже писал, общей формулы у меня нет и я сомневаюсь в возможности её составить. Но точно можно и необходимо вывести её для любой позиции, в том числе в нашей сфере — ИТ. Я предложу только предметы для оценки. Теперь по пунктам вопроса.
может быть оценена внешним, независимым, агенством
я имею ввиду не только сервера, а всё оборудование, входящее в компетенцию данной позиции и обслуживающее бизнес процессы. Такое оборудование легко перечисляется. Часы работы можно посчитаться без проблем: для этого уже есть полно средств и можно при необходимости легко создать таковые.
Это относительная цифра, необходимо считать её в зависимости от задачи. У меня это 0.2с
Аналогично
Это количество часов, которое потребуется администратору для восстановления системы. Я всегда рассматриваю несколько сценариев: от потери одного диска в рейде до потери сервера.
аналогично сис.админу
Все эти показатели очень индивидуальны для компаний, т.к. зависят от распределения филиалов, департаментов и подразделений компании. Возможности коммуникаций. И в большей степени от планки установленной руководством компании.
не буду повторяться
легко может быть замерена тестами или секундомером, я больше предпочитаю автоматическое тестирование
Необычайно легко измерима, если есть система контроля требований и баг репортов. Такие системы я создаю вначале работы над проектом или процессом.
Честно говоря не нашёл численных методов оценки этой немаловажной характеристики. Мне повезло с тестером, он отлично чувствует и пинает программистов, если что-то не так.
Эффективные часы — это время, которое уходит только на решение задачи. Когда ничто не отвлекает, никто не мешает. Далее, соотнося эти часы с длиной итерации (в моём случае это с 40-часовой рабочей неделей), можно легко найти причины неэффективности работы и повлиять на них.
При расчете эффективности я не отличаю аналитиков от программистов, т.к. в их работе так же существуют задачи, как и у программистов. А значит, можно посчитать эффективные часы.
Я знаю и понимаю компании в, которых подобный учёт не ведется. Мой подход сформировался при жестких ограничениях со стороны основного заказчика — инвестора. Я действительно считаю часы эффективной работы своих сотрудников и контролирую процессы разработки. У меня есть свой «прогресс бар» движения проектов, а так же то, что я отмечаю отдельно. Я добился минимизации затрат, на счет «ворон» сотрудниками. То есть максимальной эффективности и осознанности при работе в проекте.
С интересом изучу ваши комментарии, коллеги. С удовольствием поучаствую в создании системы оценки эффективности, т.к. вижу в этом один из важных предметов своей профессиональной деятельности.
Какие темы нуждаются в более детальном раскрытии на ваш взгляд?
PS: хочу сделать свой блог в стиле «Я CIO»
Не без моих усилий был создан клуб ИТ директоров Калининградской области. Собственно, письмо было отправлено членам клуба.
Далее его письмо:
Коллеги, добрый день.
Поделитесь, кто может, реальными (измеряемыми) показателями эффективности (KPI) для сотрудников ИТ:
В нашей службе следующие категории специалистов:
- Сисадмины
- Адм.баз данных
- Техподдержка (сервисдеск)
- Инженеры
- Программисты
- Аналитики: эксперты по ERP-системе, каждый в своем бизнес-направлении: производство, логистика, финансы...
С п.1-4 более-менее всё понятно и измеримо. А как оценивать работу п.5, а особенно 6?
Мой ответ:
Как и обещал, отвечаю :) как всегда с небольшим опозданием.
Вижу в умении делать оценку эффективности, предмет своей профессиональной деятельности. Поэтому эта тема для меня очень интересна. Т.к. большую часть времени мне приходиться управлять, контролировать и поощрять как раз работу Программистов и Аналитиков.
Виктор, я конечно же, не смогу, без детального изучения, сказать каким образом нужно измерить эффективность именно ваших сотрудников, т.к. многие вопросы остаются внутри вашей компании, например, детали планирования и целеполагания.
Я могу рассказать, каким образом я разрабатывал систему контроля и управления процессом разработки для своих сотрудников, как местных, так и удаленных на сотни, а иногда и на тысячи километров. Если судить по увеличению моей зп и законченным продуктам, могу сказать уверенно, у меня это получилось.
Что я делал для создания KPI:
- Нашел, относительно чего можно оценивать эффективность
- Понял, как можно оценивать
- Сделал прозрачную систему оценки эффективности в числах
Как я предполагаю, мало кого заинтересует мой непосредственный опыт. Т.к. я управляю процессами разработки и создания программных продуктов и специализируюсь в этом. И далее также планирую развивать себя как специалиста в этой области. Это моя сильная сторона. Я расскажу общие принципы, которыми я пользовался для оценки деятельности своих специалистов.
Как найти точку опоры для KPI
Я определил цель работы каждого подразделения и сотрудника в двух аспектах:
- внутри проекта (если мы подразумеваем проектную деятельность)
- в деятельности (если речь идет о процессе, например, поддержке)
Не менее важно определить результаты деятельности специалистов. Для этого достаточно ответить на два вопроса:
- Что должно получиться в результате его работы?
- Каким должен быть процесс? (если процесс бесконечен, например, поддержка)
Так же важно понимать временной интервал контроля. Для себя я его определил как неделю — 40 часов.
Что является объектом контроля
- промежуточные результаты, внутри итераций
- достижение и поддерживание качества сервиса
- повышение количества эффективных рабочих часов сотрудников, в рабочее время
Контроль в числах
Как я уже писал, общей формулы у меня нет и я сомневаюсь в возможности её составить. Но точно можно и необходимо вывести её для любой позиции, в том числе в нашей сфере — ИТ. Я предложу только предметы для оценки. Теперь по пунктам вопроса.
Системные администраторы
Безопасность
может быть оценена внешним, независимым, агенством
Часы бесперебойной работы
я имею ввиду не только сервера, а всё оборудование, входящее в компетенцию данной позиции и обслуживающее бизнес процессы. Такое оборудование легко перечисляется. Часы работы можно посчитаться без проблем: для этого уже есть полно средств и можно при необходимости легко создать таковые.
Администраторы баз данных
Скорость получения данных (отклика)
Это относительная цифра, необходимо считать её в зависимости от задачи. У меня это 0.2с
Скорость обновления данных — актуальность данных
Аналогично
Скорость восстановления данных
Это количество часов, которое потребуется администратору для восстановления системы. Я всегда рассматриваю несколько сценариев: от потери одного диска в рейде до потери сервера.
Бесперебойная работа — надёжность и безопасность
аналогично сис.админу
Тех поддержка, Скорость ответа, Количество решенных задач, к не решенным, Количество задач, которые удалось решить, не прибегая к помощи других отделов, Удовлетворенность пользователей
Все эти показатели очень индивидуальны для компаний, т.к. зависят от распределения филиалов, департаментов и подразделений компании. Возможности коммуникаций. И в большей степени от планки установленной руководством компании.
Программисты
Безопасность
не буду повторяться
Скорость работы приложений
легко может быть замерена тестами или секундомером, я больше предпочитаю автоматическое тестирование
Отказоустойчивость
Необычайно легко измерима, если есть система контроля требований и баг репортов. Такие системы я создаю вначале работы над проектом или процессом.
Соответствие прототипу и тз
Честно говоря не нашёл численных методов оценки этой немаловажной характеристики. Мне повезло с тестером, он отлично чувствует и пинает программистов, если что-то не так.
Количество эффективных часов
- Это часы адекватно оцененные при планировании деятельности
- Сколько таких часов у программиста в неделю, месяц, год
Эффективные часы — это время, которое уходит только на решение задачи. Когда ничто не отвлекает, никто не мешает. Далее, соотнося эти часы с длиной итерации (в моём случае это с 40-часовой рабочей неделей), можно легко найти причины неэффективности работы и повлиять на них.
Аналитики
При расчете эффективности я не отличаю аналитиков от программистов, т.к. в их работе так же существуют задачи, как и у программистов. А значит, можно посчитать эффективные часы.
Окончание
Я знаю и понимаю компании в, которых подобный учёт не ведется. Мой подход сформировался при жестких ограничениях со стороны основного заказчика — инвестора. Я действительно считаю часы эффективной работы своих сотрудников и контролирую процессы разработки. У меня есть свой «прогресс бар» движения проектов, а так же то, что я отмечаю отдельно. Я добился минимизации затрат, на счет «ворон» сотрудниками. То есть максимальной эффективности и осознанности при работе в проекте.
С интересом изучу ваши комментарии, коллеги. С удовольствием поучаствую в создании системы оценки эффективности, т.к. вижу в этом один из важных предметов своей профессиональной деятельности.
Какие темы нуждаются в более детальном раскрытии на ваш взгляд?
PS: хочу сделать свой блог в стиле «Я CIO»