Как стать автором
Обновить

О ресурсах, сервисах и продуктах согласно спецификациям TMForum

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 3.5K
Термины ресурс, сервис и продукт, ввиду частого употребления в разных смыслах при моделировании и проектировании, требуют некоторого прояснения. В частности, взаимосвязи этих понятие, их типы и отношения являются предметом потенциальных споров и непониманий. В данной статье предпринята попытка, базируясь на спецификациях TMForum, собрать модель этих понятий.

Продукт представляет то, что предлагается рынку. Сервис и Ресурс представляют разной степени детализацию того, как продукты, предлагаемые рынку, реализуются. Сервисы также представлены рынку, но на их представление наложены дополнительные условия. Это свойство сервисов и приводит к большей части неоднозначности трактовок. Чтобы избежать этой неоднозначности, сервисы можно поделить на два вида: «сервисы для заказчика» и «ресурсные сервисы». Первые участвуют в формировании Продукта, а вторые участвуют в реализации сервисов для заказчика. Далее это различие будет описано подробнее и зафиксировано в виде модели.

Ресурс — это общий термин для представления сущностей, которым свойственна управляемость и вхождение в состав Продукта.

Ресурс может быть двух видов — физический и логический.

Физический Ресурс (PhysicalResource) представляет один или несколько физических аспектов или возможностей Ресурса. Логический Ресурс (LogicalResource) представляет один или несколько логических аспектов или возможностей Ресурса. Разделением Ресурсов на Физические и Логические позволяет представить технически сложный объект с большим количеством свойств и возможностей (например, маршрутизатор) в виде множества более простых компонент, каждую из которых удобно моделировать. Бизнес-сущность Продукт представляет то, что может быть предложено рынку. Ресурс является частью инфраструктуры провайдера, и используется в Сервисе для предложения рынку в виде Продукта. Сущность Ресурс задает реализацию тех Продуктов, которые предложены рынку. Ресурсы используются для поддержки Сервисов, предлагаемых в Продукте.

Например, VPN требует физический порт для подключения, а также один или насколько протоколов. Порт является физической сущностью – его можно увидеть, к нему можно подключиться. С другой стороны, протоколы являются логическими сущностями, потому как представляют собой набор правил и алгоритмов, а также пакетов, передаваемых по сети. Вместе, и Физические Ресурсы и Логические Ресурсы необходимы для настройки VPN.


Рис 1. Начальная диаграмма представления Ресурсов

На карте процессов eTOM под Ресурсом понимаются несколько различные вещи, в зависимости от глубины детализации:

  • На Уровне 0 Ресурс определяется как “процессы, включая те, что имеют отношение к разработке и управлению инфраструктурой, являющиеся связанными с Продуктами или Сервисами, или поддерживающие само функционирование инфраструктуры ”, но не упомянутые процессы не детализируются.
    На Уровне 1 определяются два использования Ресурсов:
    • Управление Ресурсами и Операциями (RM&O): эти процессы поддерживают знания о ресурсах и отвечают за управление ресурсами при предоставлении и поддержке сервисов необходимых или предлагаемых заказчикам. В RM&O также включаются функции по сбору информации о ресурсах, и последующей интеграции, корреляции и агрегированию для передачи системам управления услугами, или для того, чтобы предпринять действия с ресурсом.
      Разработка и Управление Ресурсами (RD&M): эти процессы фокусируются на планировании, разработке и установке ресурсов необходимых для поддержки сервисов и продуктов в операционной деятельности. В RD&M включается функциональность, необходимая для определения стратегии развития сети, а также опробирование новых технологий и анализ существующих возможностей ресурсов для поддержки будущих потребностей.

      На Уровне 2 детализируются обе группы процессов, упомянутых на уровне 1. В частности, описываются процессы Активации Ресурсов и Выделения Ресурсов под экземпляр Сервиса. Эти процессы включают в себя конфигурирование ресурсов и выделение логических ресурсов под каждого отдельного заказчика. Эти процессы вовлечены во внесение изменений в базу ресурсов (Resource Inventory Database) для отражения текущего состояния использования ресурсов.



      Рис 2. Карта процессов eTOM. Детализация Уровня 0

      Связь Ресурса с Продуктом и Сервисом



      Ресурс тесно связан с двумя другими ключевыми сущностями модели SID: Продуктом и Сервисом:

      * Физический Ресурс может быть частью Продукта, приобретаемого Заказчиком;
      * Ресурс может поддерживать предоставление одного или нескольких Сервисов.

      Первая из перечисленных выше взаимосвязей отражена на рисунке:


      Рис 3. Взаимосвязь Ресурса и Продукта

      Замечание: взаимосвязь существует не между Продуктом и Ресурсом, а между Продуктом и Физическим Ресурсом.

      Это замечание является существенным и его можно даже сформулировать в виде принципа: Логические Ресурсы требуют Физические Ресурсы, к которым они относятся. Например, нельзя создать экземпляр IP-адреса без участия устройства, к которому этот адрес будет приписан. Поэтому Логический Ресурс не привязан непосредственно к Продукту.

      Причиной, по которой Физические Ресурсы ассоциируются с Продуктами, является то, что по определению и смыслу Продукта является существенным бизнес-взгляд на всю модель SID. Заказчики покупают Продукты, а не Ресурсы. Заказчики используют Сервисы, которые предоставляются Ресурсами. Поэтому Ресурсы не могут существовать сами по себе – они должны быть привязаны к какому-то конкретному Продукту. Ещё точнее, Физический Ресурс является экземпляром Ресурса, вне зависимости от того, выделен ли он уже под конкретного Заказчика или хранится в запасах.

      Логический Ресурс, связан с Продуктом косвенно. Сначала для Продукта определяется необходимый Физический Ресурс. А затем, Логические Ресурсы определяются в привязке Физическим Ресурсам и к выбранным Сервисам.

      Для определения взаимосвязи Ресурса и Сервиса, необходимо сначала установить взаимосвязь Сервиса и Продукта. Сервис бывает двух видов — Ресурсные Сервисы (ResourceFacingservice) и Сервисы для Заказчика (CustomerFacingService):


      Рис 4. Ресурсные Сервисы и Сервисы для Заказчика

      Сервисы для Заказчика — это абстракция, определяющая характеристики и поведение Сервиса, так как их видит Заказчик. Ресурсный Сервис определяется как Сервис, поддерживающий Сервис для Заказчика, но НЕ отображается и НЕ приобретается Заказчиком непосредственным образом. Например, VPN — это пример Сервиса для Заказчика, в то время как составляющие этого сервиса, которые выполняют маршрутизацию между сетевыми устройствами, формируя VPN, — примеры Ресурсных Сервисов. Таким образом, Заказчик может заказать VPN, но не может заказать сервисы, реализующий этот VPN (такие как MPLS, BGP и т.п.).

      Из этого можно сделать вывод: Компоненты Продукта непосредственно связаны с Сервисами для Заказчика. Однако Ресурсные Сервисы скрыты от Продукта, так как они соответствуют логике реализации Сервисов для Заказчика. Это понимание теперь позволяет свести на общей схеме Ресурсы, Продукты и Сервисы:


      Рис 5. Взаимосвязь Продукта, Сервиса и Ресурса

      Модель на рисунке показывает, что Сервисы для Заказчика могут агрегировать несколько Ресурсных Сервисов. Каждый Ресурсный Сервис агрегирует множество Логических Ресурсов, а также множество Физических Ресурсов. Ресурсные Сервисы существуют в привязке к одному или более физическим Ресурсам и реализуются с использованием одного или более Логических Ресурсов.

      Определение Продукта следует из определения его Сервисов (для Заказчика). Это определение требует множество реализующих сервисов (Ресурсных Сервисов), каждый из которых может использовать как Физические, так и Логические Ресурсы.
Теги:
Хабы:
-17
Комментарии 1
Комментарии Комментарии 1

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн