Как стать автором
Обновить

Сообщества 2.0

Время на прочтение 5 мин
Количество просмотров 666
Community 2.0
Ныне есть множество публикаций об успехе комьюнити-проектов(1) поколения Веб 2.0. В этом нет ничего удивительного, современные комьюнити-проекты демонстрируют новый уровень эффективности взаимодействия с аудиторией и привлекают впечатляющие инвестиции. Такое положение вещей вызывает бурный рост данного сегмента рынка, и люди бизнеса спешат заполучить свою долю в этом дележе. На рынке появляется бесконечное число решений, часть из которых, казалось бы, во вполне пристойном исполнении. Однако успешными становятся единицы. С чем это связано? Давайте рассмотрим подробнее «узкие» места при разработке комьюнити-проектов:

  • Целевая идентификация сообщества. Многие из представленных на рынке комьюнити-проектов настолько неопределенны в своем назначении, что пользователи просто не понимают, что эти сообщества могут дать им. Идея и цели сообщества должны быть четко проработаны и заявлены в доступном и наглядном виде. Более того, цель администраторов сообщества следить за тем, чтобы сообщество развивалось в определенном русле. С ростом сообщества цели и тематика могут модифицироваться согласно пожеланиям большей части целевой аудитории. Однако в любом случае сообщество должно сохранять свою специфику и определенную уникальность. Вы можете оценить насколько разношерстной может быть специфика комьюнити-проектов в списке bobstumpel.blogspot.com/2007/03/community-20-update.html
  • Выражение индивидуальности. Один из первичных мотивов развития сообществ является возможность выражения индивидуальности. Случалось ли вам наблюдать, как много времени любители компьютерных игр проводят, наряжая своего персонажа в предметы гардероба, обнаруженные в процессе игры. Точно та же банальная человеческая страсть к выражению собственной индивидуальности, толкает, к примеру, миллионы пользователей MySpace регулярно менять и модифицировать посредством бесконечных гаджетов внешний вид своей персональной страницы. Аналогия с играми приведена здесь не случайно. Большинство существующих компьютерных игр построено на схожих принципах. Присутствует некоторая система ранжирования и индикаторы накопленного игрового опыта в виде целого ряда определенных развивающихся характеристик. В результате игроки часто тратят большую часть игрового времени на «прокачку» героев, порой в ущерб основным миссиям. Этот же принцип с ранжированием, индикаторами кармы и прочих характеристик позволяет побуждать аудиторию к активному участию. Пользователи стремятся выделиться из общей массы, попасть в ТОПы, или, к примеру, быть номинированными на виртуальную награду (http://ittoolbox.com/it-community-choice-awards/). Однако сами по себе ранги не имеют особой ценности, и производители игр опираются на свойственное людям любопытство. В играх предлагается простой стимул: прояви активность, чтобы обрести новые качества, задействуй вновь обретенные способности для получения более новых. Этот же принцип лежит и в архитектуре участия проектов поколения Веб 2.0.
  • Регулирование сообщества в рамках заданных этических норм. Этот требование стало очевидным еще в проектах поколения Web 1.0. Сколь бы хорошей ни была реализация платформы сообщества, сколь широкой ни была бы аудитория, если за шквалом спама и деструктивных замечаний теряются ценные сообщения, проект обречен на провал. В решениях Web 2.0 все чаще применяются системы автомодерации. К примеру, позитивное большинство путем голосования может ограничивать активность «генераторов хлама». Это не только разгружает администрацию проекта, но объективно регулирует среду сообщества. Фактически это путь от хаоса и далее от автократии к демократии в сообществе.
  • Беспрерывное развитие платформы сообщества. Если проанализировать успех различных комьюнити-проектов последнего времени (см. www.startup-review.com/blog/category/communities), окажется, что многие из них состоялись благодаря своевременному развитию платформы в соответствии с пожеланиями и настроениями пользователей. Задача администрации проекта – следить за жизнью сообщества, активно участвовать в этой жизни, обсуждать идеи развития проекта, и по возможности учитывать их при развитии проекта.
  • Практичный пользовательский интерфейс. Можно счесть, что дизайн и интерфейс комьюнити-проекта имеет значение скорее второстепенное. Однако следует учитывать, что подобные проекты создаются для того, чтобы пользователи проводили в них как можно больше времени. Как показывает практика успешных проектов, здесь востребованы «просторный», не напрягающий дизайн, простой в использовании, интуитивно понятный пользовательский интерфейс. Один из краеугольных камней в данном вопросе – это нахождение баланса между стремлением предоставить пользователю всю потенциально востребованную информацию с первой же страницы и задачей «не перегрузить» интерфейс, «не напугать» пользователя информационным изобилием.

При создании комьюнити-проектов обычно используются следующие технологии: блоги, Wiki (веб-энциклопедии, наполняемые пользователями), пользовательские рейтинги (рейтинги продуктов, статей, сообщений, пользователей и т.д.), пользовательские обзоры (часто применяются в сообществах, посвященных фильмам, музыке), взаимный обмен файлами, обмен избранным содержанием (по принципу: «нашел содержание, показал другу»), пользовательские комментарии, Trackbacks (ссылки на упоминание данной статьи блога), Blogrolls (список избранных блогов пользователя), пользовательские профили, списки популярности (чаще всего списки блогов, отсортированные по частоте упоминаемости, по посещаемости, по числу комментариев), теггирование (использование тегов облегчает поиск интересующей информации), вебкастинг (видео-конференц связь через Интернет), подкастинг (публикация в форме аудио), Video blogging (публикация в форме видео), форумы, чаты/пейджеры мгновенных сообщений.
Архитектура участия CollectiveX.com
Но как же это все работает на практике? Предлагаю обратиться, к примеру, который вы все хорошо знаете — www.habrahabr.ru. Администрация проекта искусственно взращивают ассоциацию идеи проекта с его названием. В терминологии проекта постоянно обыгрывается слово Хабрахабр, что призвано сделать его нарицательным, сформировать и популяризовать новые сленговые слова, как скажем, было в случае с глаголом to google. Это способствует самоидентификации участников сообщества, как в рамках проекта, так и за их пределами. Для развивающегося информационного проекта не всегда легко четко определить общую тематику, но хорошо заметное облако тегов на страницах Хабрахабр, дает представление о тематических тенденциях в рамках проекта. Информация организована с помощью разделов, типов, тем, тегов, а также посредством группирования. Это позволяет нам легко ориентироваться в интенсивно нарастающем потоке информации, а инструмент ведения закладок и истории активности – вести на базе проекта собственный информационный архив. Впрочем, это уже элементы архитектуры участия, чем особенно богат Хабрахабр. Проект реализует уже ставший традиционным принцип комьюинити-проектов поколения Web 2.0 – «присоединись, создай сеть интересных тебе контактов, обменивайся мнениями в рамках этой сети». Для выражения индивидуальности предлагается публиковать блоги, оставлять комментарии, а также голосовать за и против статей и комментариев к ним. Если использовать терминологию из уже обсуждавшейся технографики Forrester (http://www.habrahabr.ru/blog/community_life/9928.html), Хабрахабр побуждает пассивное большинство наблюдателей (spectators) также проявлять активность в жизни сообщества. Система ранжирования, здесь скорее – накопления репутации, включает показатели кармы и харбасилы. Одна из наиболее сильных сторон проекта – это действительно практичный пользовательский интерфейс, который не приедается со временем. Администрация активно участвует в жизни проекта и поступательно развивают его в соответствии с пожеланиями аудитории. Заведена специальная тема блогов «Хабрахабр идея для сайта», а также поддерживается база идей на основе Wiki.

В общем и целом, Хабрахабр можно расценивать как эталонный пример Community 2.0.



1) Платформа развития виртуального сообщества пользователей. В Web 1.0 – форумы, чаты, в Web 2.0 – социальные и профессиональные сети, специализированные проекты.
Теги:
Хабы:
+20
Комментарии 29
Комментарии Комментарии 29

Публикации

Истории

Ближайшие события

Московский туристический хакатон
Дата 23 марта – 7 апреля
Место
Москва Онлайн
Геймтон «DatsEdenSpace» от DatsTeam
Дата 5 – 6 апреля
Время 17:00 – 20:00
Место
Онлайн
PG Bootcamp 2024
Дата 16 апреля
Время 09:30 – 21:00
Место
Минск Онлайн
EvaConf 2024
Дата 16 апреля
Время 11:00 – 16:00
Место
Москва Онлайн